Александр Дыбин
Как рассказал президент ассоциации «РУССОФТ» Валентин Макаров дорожная карта, в которой перечислены просьбы отрасли к власти, уже передана в правительство РФ. Один из главных пунктов – изменить парадигму отношения к цифровой сфере, а вместе с ним и формальное определение: перевести отрасль из категории поставщика услуг в категорию поставщика продуктов. Это открывает для программистов куда более широкие перспективы в плане экспорта.
«За последние месяцы мы видим, что наши компании растут, жизнь не остановилась, нам нужны специалисты, - говорит Валентин Макаров, - мы показали, что наши системы не упали, все работает, мы по-прежнему производим продукты для всего мира. Мы подготовили дорожную карту, чтобы государство действовало синхронно с индустрией. Первое положение придать экспорту IT приоритетный статус. Сейчас мы считаемся экспортом услуг. Поэтому к нам нельзя применять инструменты поддержки. Не доступны кредиты, страхование, госгарантии и многое другое. Как, например, выйти на рынок Замбии, если не можем дать ей кредит на покупку нашего продукта».
По мнению экспертов, сейчас IT-индустрия в России решает две глобальные задачи: импортозамещение западных компаний, которые синхронно ушли из страны, и выход на международные рынки, что даст стране дополнительные деньги.
«Важно поменять парадигму в головах чиновниках, да, софт это не быстрые деньги, как нефть или руда, надо отстраивать инфраструктуру, результат будет через два-три года, но должно быть понимание, что это будущее, мир цифровизируется и это не менее критично, чем экспорт природных ресурсов», - говорят программисты.
По словам генерального директора IBS InfiniSoft Сергея Резонтова, объем экспорта российских IT продуктов составляет 10 млдр долларов.
«Объем рос темпами порядка 15-20 процентов каждый год, наши компании там признают, - говорит он, - нашими продуктами пользуются. Рынок по объему сопоставим с экспортом зерна или древесины, а там есть большие меры поддержки, которых у нас нет. Хотелось, чтобы российские власти давали нам знания о рынках. В первую очередь это рынки ЕАС, азиатско-тихоокеанского региона. Статистику, аналитику. Чтобы было взаимодействие между нашими ведомствами и министерствами этих стран, чтобы для нас открывались двери на той стороне».
Генеральный директор группы «Иннотех» Дмитрий Харитонов полагает, что сама ситуация с массовым исходом из России западных компаний и повальный отказ от сотрудничества стал определенной рекламой для независимых IT-решений.
«Люди увидели, что целую страну можно отключить нажатием кнопочки, - говорит эксперт ,- это привело к росту интереса к нашему продукту. У нас и раньше были клиенты из США и Европы, которые покупали у русских, потому что точно есть гарантия, что данные не уходят западным спецслужбам. И сейчас спрос в штатах остается, в других странах подрос. Те, кто думает о безопасности корпоративных коммуникаций, идут к нам. Например, армии Никарагуа и Индии, полиция Гонконга и Дубаи. Мы продолжаем нашу маркетинговую активность на Западе. Участвуем в выставках, яйцами нас никто не закидывает».
Еще один аспект экспорта IT-технологий – это необходимость предлагать рынку не конкретные решения или программы, а комплекс услуг, готовые платформы. Об этом говорит председатель совета директоров компании «СёрчИнформ» Лев Матвеев.
«Нельзя догонять, не надо делать аналоги софта, который уже есть и работает, - говорит он, - догоняющий всегда проигрывает. Надо делать на уровень выше. Для этого нужны общие стандарты для всей индустрии, нужна и помощь от государства. Готовые платформы продвигать гораздо проще, арабский мир, ЮВА, Латинская Америка, Африка - там зачастую нет школы специалистов. Поэтому им нужны решения под ключ: включил и все работает. Интерес к нашей продукции есть, но не к клонам китайского софта, а той, где она делают работу на другом уровне. Надо бить туда, где ты сильнее».
Внезапно освободившиеся ниши внутри России поставили неожиданные задачи пред IT-компаниями. Они столкнулись с резким ростом штатов. При этом программисты – особая каста работников, которая требует к себе индивидуального отношения. Об этом говорит исполнительный директор компании «Киберпротект» Елена Бочерова.
«Рынок сейчас остается за нами, международных конкурентов в России у нас нет. Казалось бы, прекрасное время, живи и радуйся. Но возможности приходят в комплекте с ограничениями, - говорит она, - оказалось, что рынку нужно все и сразу. Еще вчера вы пекли булочки, которые покупали ваши друзья и знакомые, а завтра вам говорят, что теперь вы кормите весь город. А как нарастить мощности, создать техподдержку и многое другое? Мы эти месяцы работаем в суперантикризисном и супермобилзационном режиме. Почти в два раза приросли кадрами за последний год. В России мало риторики вокруг кадров, мало мы делаем, чтобы кадры оставались в стране. У себя в компании все ресурсы направили на, то чтобы впитать в себя людей из уходящих компаний и правильно их адаптировать».
Отдельный поводом для волнений стала частичная мобилизация. Представители IT-сферы получили бронь. Но работало это не всегда. Иногда повестки приходилось отменять в ручном режиме. Кроме того, сказывалась общая нервозность.
«Когда случилась история с мобилизацией, нужно понимать, что разработчики - это очень тонкая материя, мы создали в компании оперативный штаб, - говорит Елена Бочерова, - вели прямой диалог с коллективом, чтобы не допустить домыслов и ереси из интернета. Тесно общались с Минцифры, доводили вопросы до министра».
По словам президента ассоциации «РУССОФТ» Валентина Макарова, тема оттока IT-кадров из страны не так страшна, как о ней говорят. Да, специалисты и предприниматели переезжают, особенно в тех сферах, где контрагентами выступают западные компании. Но на рынке труда есть обратный тренд, если раньше был дефицит кадров, то сейчас на одну вакансию – три желающих. Это люди из иностранных фирм, которые покинули страну, это те, кто остался.
«Ситуация за эти месяцы очень изменилась, индустрия в положении выбора: или мы продолжаем обслуживать чужие ресурсы, оказываем услуги для западных компаний, работаем в нишах, которые нам оставляют. Или становится лидерами, но для того надо иметь волю, амбиции, финансы и поддержку. Надо пони мать возникающие риски, не станем ли мы обслуживающей индустрией для Индии и Китая, как были для США?», - отметил эксперт.