Иван Зубов
Западные эксперты оценили решение Кремля о проведении частичной мобилизации и сделали прогноз на будущее спецоперации России в Украине. В своих рассуждениях они полагают, что Россия делает ставку на живую силу. Успешно проведенная мобилизация позволила пополнить войска, и, по некоторым предположениям, Кремль рассчитывает в конечном итоге поставить гораздо больше солдат. Это является серьезным вызовом для украинской армии — что может противопоставить Украина абсолютному преимуществу в живой силе?
По мнениям аналитиков, которые собрало и опубликовало сетевое издание Re-Russia, при поддержке западной коалиции Киев способен нивелировать его и даже начать успешное наступление. Этого можно достичь за счет технического превосходства в вооружении, развития мобильности ВСУ и логистических цепочек обеспечения, позволяющих быстро стягивать войска к разным участкам растянутой линии соприкосновения, уничтожения ключевых железнодорожных узлов снабжения российской армии, а также массированных ударов по линии соприкосновения с целью посеять панику среди мобилизованных новобранцев. Так или иначе, СВО выходит на новый уровень масштабирования, а значит, и к новому масштабу ожидаемых жертв.
Чтобы успешно справиться с новыми вызовами, возникшими из-за мобилизации, Украина должна, по мнению аналитиков RUSI, стремиться к достижению технологического превосходства на поле боя при поддержке стран НАТО. Такое превосходство позволит эффективно поражать пункты управления, системы ПВО, РЭБ, скопления войск и военную логистику российской армии. Эффективные точечные удары нивелируют преимущество Кремля в живой силе, полагают эксперты RUSI.
В Европейском совете по международным отношениям (ECFR) считают, что возможный ответ Украины на российскую мобилизацию должен состоять из нескольких элементов.
Во-первых, это новый военный призыв украинских граждан, которые при этом должны проходить полноценное и длительное обучение на территории США, Великобритании, Швеции, Дании и Польши. Во-вторых, это нанесение точечных ударов по железнодорожным узлам и военным складам, в том числе по тем, которые находятся на территории России. Российская военная логистика в первую очередь зависит от железных дорог. Эксперты ECFR считают, что Украина имеет право и возможность поднять ставки, тем более что Киев уже несколько раз наносил удары по территории РФ, и они остались без существенной реакции СМИ и российских дипломатов.
Однако для этого Украине необходимы поставки дальнобойных артиллерийских систем от Запада.
В-третьих, воздействие на боевой дух мобилизованных российских солдат: с помощью массированных артиллерийских ударов украинская армия хочет заставить этих бойцов массово покинуть свои позиции и отступить. Однако для этого украинской армии необходима западная самоходная артиллерия — PzH 2000, CAESAR и M109A6 Paladin.
В-четвертых, это увеличение маневренности украинской армии, что позволит быстро перебрасывать силы с одного участка боевых действий на другой. Мобильность даст возможность ВСУ оперативно окружать и оттеснять российских солдат там, где у российской армии истощены запасы и есть слабые места в обороне. По мнению экспертов, увеличение маневренности украинской армии можно достичь с помощью либо немецких танков Leopard 2, либо американских Abrams.
В Центре анализа европейской политики (CEPA) также придерживаются точки зрения, что техническое превосходство Украины в вооружениях должно быть ключевым элементом ответа на российскую мобилизацию. Однако помимо поставок современных видов вооружения в CEPA также предлагают задуматься об усилении логистической сети в Украине, так как от оперативного подвоза боеприпасов, переброски войск и стягивания резервов зависит успех на поле боя. Развитая логистическая цепочка позволит достичь ВСУ количественного превосходства на нужных участках линии соприкосновения и огневого преимущества. Но Западу необходимо помочь Украине в усилении логистических цепочек — оно требует финансовых и интеллектуальных ресурсов.
КСТАТИ
Сегодня один из российских ТГ-каналов представил скачанную хакерами докладную записку в Генштаб ВСУ по реальному техническому обеспечению одной известной моторизованной бригады. Выяснилось, что из 18 танков годен к бою только один! А из сотни БТР в строю остались 5 штук... Так что, возможно, новые порции вооружения пойдут не сколько на усиление боевой и огневой мощи ВСУ, а лишь на пополнение вышедших из строя машин. Огромная проблема в том, что в украинской армии практически отсутствуют возможности оперативного ремонта техники, - нет запчастей, нет кадров и предприятий, способных ремонтировать танки, пушки и БТР.