Posted 27 октября 2022,, 08:28

Published 27 октября 2022,, 08:28

Modified 7 марта, 12:03

Updated 7 марта, 12:03

Власти Петербурга потратили миллионы на магазины местных брендов

Власти Петербурга потратили миллионы на магазины местных брендов

27 октября 2022, 08:28
Фото: Центр развития и поддержки предпринимательства Санкт-Петербурга
В Санкт-Петербурге открыли шоу-румы, в которых представлены одежда и аксессуары местных производителей. Магазины «Петербургский дизайн» созданы на деньги из городского бюджета и призваны поддержать дизайнеров. Но отзывы от участников проекта не однозначные. «Новые известия» выслушали дизайнеров.

Александр Дыбин, Санкт-Петербург

На днях в Северной столице открылись три магазина «Петербургский дизайн». В шоу-румах представлены одежда и аксессуары местных дизайнеров и производителей. Идею создать пространства, где петербургские производители одежды, обуви и сумок, которые обычно обитают в социальных сетях, могли бы выставить свои товары, озвучили в рамках Санкт-Петербургского экономического форума. Изначально предполагалось, что для дизайнеров участие будет бесплатным. Но к открытию появился процент с продаж, который поставщики восприняли неоднозначно. А после открытия выяснилось, что покупатели могут приобрести не все, что представлено в магазинах. На некоторые товары нет накладных или сертификатов «Честный знак». Поэтому можно посмотреть, померить, а заказать напрямую у дизайнера.

Все прописано до вешалки

Внимание к проекту было привлечено еще на стадии разработки. Городские власти пошли по формальному пути и объявили аукцион на организацию торговли. Формально все три магазина называются «ярмаркой», а условия контракта были таковы, что отпугнули, например, торговые центры или ритейлеров. В техническом задании было прописано абсолютно все, вплоть до точного количества полок и вешалок, которые должны быть в магазинах. В итоге единственным участником и победителем аукциона на 87 миллионов рублей стала московская компания «Флагман-экспо». По данным базы СПАРК, последние два года она активно работает с властями Петербурга, но в другой тематике: занимается организацией выставок и конференций. Ничего близкого к организации ярмарок или торговли в портфолио компании нет. Видимо поэтому, реализацию проекта отдали субподрядчику – коммуникационному агентству FREEDOM TEAM, которое выступало спикером на этапе подготовки проекта. У этой структуры были свои шоу-румы, но шесть лет назад они закрылись.

Руководитель компании FREEDOM TEAM Дмитрий Тимуршин настаивает, что участие в проекте для дизайнеров остается бесплатным:

«У нас с дизайнерами заключен договор, по условиям которого участие дизайнеров бесплатное, - сообщил он, - мы полностью выплачиваем дизайнеру ту цену за товар, которую он установил. Но при продаже, по условиям договора, делается наценка около 20% от розничной цены – она необходима для оплаты налогов, эквайринга и других обязательных платежей».

Еще один важный вопрос, который вытекает из контракта – это сроки исполнения. Они ограничены январем 2023 года. То есть за 87 миллионов рублей открыты три магазина, которые проработают всего 4 месяца. А что потом? Новый контракт или сеть будет жить на комиссию, которую собирает с дизайнеров? Дмитрий Тимуршин подтвердил, что пока срок действия проекта ограничен январем 2023 года. О продлении проекта предприниматель говорит размыто.

«Надеюсь, что именно эти участники проекта Петербургский дизайн станут лучшими магазинами Петербурга, и смогут стать арендаторами ТРЦ на постоянной основе. А проект при поддержке правительства Санкт-Петербурга продолжит работу и в следующем года, и даст возможность роста как можно большему количеству молодых дизайнеров».

«У нас большие надежды»

Представитель бренда ONI SPB Ирина Карловская отметила, что возлагает большие надежды на проект, но продаж именно её товаров пока не было. Компания производит плащи, тёплые куртки и для бренда важна сезонность. Но ещё не завершены все процедуры, связанные с маркировкой.

«На днях организаторы собирали дизайнеров, обсуждали, как идёт работа, всех выслушали, - говорит Ирина Карловская, - мы понимаем, что идёт пробный тестовый период, где-то документация до конца не прошла, у нас верхняя одежда, и много проволочек с маркировкой «честный знак», мы со своей стороны всё предоставили и ждём от магазина приёмку товара. Касаемо продаж в ТК, то нам очень важно, чтобы продавцы донесли до покупателей уникальность продукта, качество используемых материалов, что мы шьем в России, отвечаем «за каждый шов». У проекта вдохновляющие перспективы и мы надеемся, Петербургский дизайн себя покажет с лучшей стороны и мы с удовольствием продолжим сотрудничество».

Руководитель бренда Satinn Татьяна Данилова так же позитивно встретила появление нового пространства.

«Мы сотрудничали с предыдущим проектом этой команды магазином Freedom Store, - рассказала Татьяна Данилова, - мы мало продавались в Петербурге, главный рынок – Москва. Но после открытия магазинов проекта, у нас начали появляться питерские клиенты. Сам проект нам нравится, предлагают не только продажи в магазинах, но и участие в мероприятиях, съемки, обучение. Это интересный проект и появился во время. Петербург - такой город, который любит индивидуальность, у нас не обязательно следовать моде, но нужно одеваться стильно».

Дизайнер сумок Ирина Степовая отметила, что пока рано судить об успешности проекта, так как он только начал работы. Это первый опыт офф-лайн продаж, этого дизайнер продавала свой товар через социальные сети.

«Запустились не с той даты, с какой планировали, - говорит собеседница «Новых известий», - организаторы активны, устраивают мероприятия, привлекают покупателей, рассказывают обо всех дизайнах в своих группах. Мне понравился подход к ценовой политике, цену я могу назначать ту, что считаю адекватной. Организаторы берут комиссию в 25%, чтобы оправдать продавцов, кассу и другие расходы. Это меньше, чем требуют другие магазины, там комиссия составляет 40-50%. И ты должна давать оптовую ценную такую, чтобы конечная стоимость не была выше твоей розничной цены. Проект организовывает образовательные мероприятия для самих дизайнеров. Недавно прошёл круглый стол с участниками, на котором были определены темы, в которых дизайнерам не хватает знаний для развития своих брендов, на основе этого тут же создали деловую программу и первый бизнес-завтрак с лекцией эксперта в области продаж. Для нас это важно».

Руководитель модного дома KOGEL Ася Когель рассказала «Новым известиям», что участвовала в обсуждении проекта с прошедшей весны.

«На проект мы смотрим с воодушевлением, он очень нужный и своевременный. анонсировали еще весной - соединение производства, дизайнеров и ритейла, - сообщила она, - летом было затишье, а осенью узнали что мы в проекте. Хотелось бы что б более широкая аудитория обратила внимание на питерские бренды, увидела и полюбила , что мы делаем. Жаль, что долго шло согласование, запуск состоялся только на прошлой неделе, и пока рано судить, но мы всех ждем в магазинах «Петербургские дизайнеры» в ТРК Лето, Радуга, Континент на Байконурской. К сожалению, затянулся запуск, должны были открыться 1 октября, но открылись только сейчас, так как проект был рассчитан на 4 месяца, осталось по сути только три. Теперь работа за оператором, за продавцами, за организаторы- коллекция в магазинах».

«Думаем завершать сотрудничество»

Но есть и те, кто разочаровался в проекте. Дизайнер Екатерина Андержанова сообщила, что отношение к проекту у нее полярное. С одной стороны идея дать площадку для местных брендов хорошая. С другой – есть вопросы к организации процесса, особенно в контексте затрат из бюджета на этот проект. Сейчас собеседница рассматривает возможность выйти из «Петербургского дизайна»:

«Идея изначально мне понравилась, но есть и вопросы, - говорит дизайнер, - локации, которые были выбраны для размещения магазинов странные. Проект выглядит грустно, уныло и непрофессионально. Подрядчику дали большие деньги - 87 миллионов. На эти деньги эти три магазина можно было бы сделать на высоком уровне. В госконтракте были прописаны определенные требования к помещениям, а по факту просто покрашено все зеленой краской, куплено самое обычное оборудование. Манекенов нет, атмосферы нет, а для продаж нужна именно атмосфера: должна играть музыка, должны быть хорошее позиционирование, развеска, красивые вещи. Чтобы человек хотел оставаться в этом помещении. Пока все очень сыро, на многих вещах нет ценников, нет рекламы. Работа сделала, но для галочки, чтобы сказать, что проект состоялся. А чтобы это была образцово-показательная история для всей России, пока очень далеко. Сейчас там стоят маленькие бренды начинающих дизайнеров, это хорошо и возможно в перспективе они вырастут. Но если мы говорим о профессиональном ретейле, о том, чтобы заменить уходящие мировые бренды, на равных конкурировать с ними, то пока на это проект не тянет. Сама система внутри очень сырая».

По мнению эксперта, проблема в том, что к проекту изначально подошли с чиновничьей точки зрения, а не со стороны бизнеса. В частности, реализацию отдали единственному участнику торгов.

«Про этот тендер никто не знал, а когда нас только собирали, когда нас собирали и ждали от нас поддержки, мне позвонило человек 200, а когда объявили тендер, про это никто не знал, - говорит Екатерина Андержанова, - есть диссонанс от такого бюджета и того, что получается в итоге. Подрядчик, получивший проект сам признался, что никогда подобное не делал и отдал все на субподряд. Полноценной рекламы не видно, создали чатик и общаются между собой, уже анонсируют какое-то обучение. Мы сделали замечание, сказали, чтобы не распылялись, чтобы выполнили основную задачу. Кроме того, говорили, что это бесплатный проект, а теперь просят комиссию. Организаторы получают 25%. Да, в коммерческих шоу-румах такие поставщики как мы платят по 40%. Но там люди вкладывают свои деньги, рискуют, а тут получили из бюджета 87 миллионов и еще берут комиссию. Если бы эти деньги разделили на 100 дизайнеров и дали бы по 870 тысяч и сказали встать в торговых точках, эффекта было бы больше. Сейчас я внимательно слежу, за тем, как развивается ситуация, будут ли продажи, думаю, через неделю, сделаю выводы и в принципе готова выходить из проекта. И я, и ряд дизайнеров с именем и опытом подержали госпроект, чтобы усилить его, а в итоге получили негатив и сейчас об этом жалеем».

"