Posted 27 октября 2022, 08:23

Published 27 октября 2022, 08:23

Modified 7 марта, 12:03

Updated 7 марта, 12:03

Крен на Восток: переориентация экономики делает импорт слишком дорогим

27 октября 2022, 08:23
Сюжет
Санкции
Основными потребителями ввозимого в Россию импорта являются жители Центрального, Северо-Западного и Южного округов, а потому новая ориентация экономики на Дальний Восток подрывает рентабельность значительной части российского экспорта и делает импорт слишком дорогим.

Иван Зубов

Текущий экономический кризис имеет разные профили в российских макрорегионах, следует из доклада «Региональная экономика», подготовленного региональными подразделениями Центробанка. В европейской части страны сильнее упали реальные доходы и сократилась розничная торговля. Сибирь и Дальний Восток больше страдают от сокращения экспорта. Глобальной проблемой является то, что транспортно-логистическая инфраструктура не может справиться с переориентацией экономики на Восток. Мощностей портов и терминалов Дальнего Востока не хватает, из-за большого объема необработанных грузов логистические компании в октябре ограничили заявки на отправку грузов в западные регионы. В целом в европейской части страны проживает почти половина ее населения, а на Дальнем Востоке — 5%. Колоссальное транспортное плечо снижает рентабельность экспорта и делает импорт слишком дорогим.

Экономический кризис по-разному выглядит в разных регионах России, свидетельствуют данные регионального мониторинга ЦБ.

Так, например, инфляция в сентябре в Центральном федеральном округе и Волго-Вятском округе составляла в годовом выражении 14,2%, а в Сибирском — 14,6%, в то время как в Уральском и Дальневосточном округах она была существенно ниже — 12,5 и 12,7% соответственно. В продвинутых Центральном и Северо-Западном округах важнейшим фактором кризиса выступает сокращение розничной торговли — на 12 и 11% соответственно (в других макрорегионах это сокращение было гораздо более сдержанным). Общий тренд снижения реальных располагаемых доходов, ведущий к сокращению спроса, был здесь выражен сильнее (3,9% в Центральном округе против 2–2,9% в других макрорегионах). В конце сентября посещаемость столичных торговых центров и ресторанов упала более чем на 10% по отношению к прошлому году.

В то же время в Центральном и Волго-Вятском округах промышленность в августе демонстрировала незначительный рост (0,7–1,2%), в то время как в других макрорегионах — незначительное сокращение. При этом в Северо-Западном округе спад в промышленности составлял 3%, а в Дальневосточном — 9%.

Северо-Запад и Дальний Восток являются своего рода регионами-экстремумами нынешнего кризиса. Северо-Запад рос в последнее десятилетие за счет автосборочных производств, бурного развития транспортно-логистической инфраструктуры, обслуживающей торговые потоки европейского направления, а также экспорта древесины и деревообработки, также ориентированных на европейские рынки. Все эти направления оказались теперь закрыты.

Переориентация экономики оборачивается транспортно-логистической катастрофой

В то же время Дальний Восток страдает из-за снижения рентабельности лесной промышленности и роста внутренней конкуренции с предприятиями из Северо-Западного округа. И одновременно становится главным экспортно-импортным хабом страны, но не имеет для этого соответствующих мощностей. Доля морского импорта России, приходящаяся на Дальний Восток, в сентябре достигла почти 70% (еще в начале года она составляла 40%). В результате мощности дальневосточных терминалов и портов оказались перегружены, цены на железнодорожные перевозки выросли в полтора раза, сроки отправки грузов — в два раза, что привело к росту спроса предприятий на услуги хранения и значительному увеличению издержек. Из-за большого объема необработанных грузов логистические компании в октябре ограничили прием заявок на отправку грузов по железной дороге в западные регионы. В сторону Дальнего Востока отправка также частично приостановлена, срок ожидания достигает одного месяца.

То, что в официальной риторике называется переориентацией российской экономики на восток, в реальности оборачивается транспортно-логистической катастрофой. Из европейской России на Дальний Восток везут лес, который вытесняет дальневосточных заготовителей, а с Дальнего Востока в европейскую Россию везут автомобили из Азии. В августе ввоз подержанных автомобилей через порт Владивостока вырос более чем в полтора раза по сравнению с прошлым годом, а объем перевозок автомобилей в сторону западных регионов — в три раза по сравнению с февралем. В конце сентября часть автодилеров приостановила прием заявок на покупку подержанных автомобилей из-за проблем с логистикой и риска введения новых санкций. В результате цены на подержанные иномарки в сентябре выросли на 10% по сравнению с началом года.

В целом в Дальневосточном округе проживает около 7 млн человек, в то время как в Центральном, Северо-Западном и Южном округах — 70 млн, почти половина населения страны. Именно они являются основными потребителями ввозимого в Россию импорта. Но расстояние между Москвой и Владивостоком составляет 9 тыс. километров. Такое транспортное плечо подрывает рентабельность значительной части российского экспорта и делает импорт слишком дорогим.

Компании на юге страны в сентябре активно брали новые кредиты, включая сельхозорганизации — для финансирования сезонных полевых работ. По данным крупного регионального банка Кубани, с начала года портфель льготных кредитов АПК вырос в полтора раза. Впрочем, в ближайшие месяцы банки ожидают, что кредитная активность как в розничном, так и в корпоративном кредитовании станет более сдержанной, что связано с ужесточением ценовых условий (в том числе из-за роста неопределенности и страховых премий). Правительство предупреждало о том, что к концу года занятость будет падать, соответственно, банки знают, что у новых заемщиков риск падения доходов растет, и одобряют меньше заявок. В целом в южном макрорегионе все больше компаний сталкивались в октябре с перебоями или отменой поставок. В секторах добычи, сельском хозяйстве и строительстве ухудшились прогнозы по выпуску на ближайшие три месяца.

В Сибирском округе в сентябре — первой половине октября спрос на продукцию промышленности оставался под санкционным давлением, объемы промышленного производства уменьшились. В угледобыче и металлургии продолжился поиск новых контрагентов и направлений экспорта, пишут аналитики ЦБ. В августе–сентябре из-за запрета на экспорт угля в ЕС, а также ряда логистических ограничений добыча угля продолжила сокращаться. Так, по итогам августа угледобыча в Кузбассе снизилась на 11% в годовом выражении при сокращении угольного экспорта на 13%. Альтернативные поставки угля на азиатский рынок удается наладить в отдельных случаях, но с существенным дисконтом к мировым ценам.

Как считают аналитики канала Re-Russia, индикаторы бизнес-климата, построенные на основе опросов ЦБ, проведенных в первой половине октября, резко ухудшились после нескольких месяцев плавной стабилизации. Наиболее резким ухудшение было в Центральном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном округах.

Подпишитесь