Иван Зубов
В субботу 16 октября 2022 года в политической жизни Китая начнется эпохальное событие - ХХ съезд партии. От решений, принятых на съезде, будет зависеть политический и экономический курс страны на ближайшие несколько лет. А примерно через неделю, когда съезд закончится, будет объявлен обновленный состав высших руководящих органов – политбюро и его постоянный комитет.
Кроме того, Китай, как известно, крупнейший торговый и стратегический партнер для России, так что решения, принятые на съезде, могут отразиться и на нашей стране.
Интересно, что для того, чтобы смог в воздухе не омрачил светлый праздник, в соседней с Пекином провинции Хэбэй приостанавливают до 50% мощностей сталелитейных заводов.
Главный вопрос, который будоражит умы политиков и аналитиков всего мира, состоит в том, сможет ли председатель Си Цзиньпин переизбраться на третий срок (до 2018 года существовала норма, ограничивающая срок полномочий лидера, однако Си заранее позаботился о том, чтобы отменить ее).
Политический аналитик Ярослав Игнатовский уверен, что сомнений в этом быть не может: Си останется в качестве рулевого КНР, несмотря на ряд проблем (обострение тайванского вопроса, эскалация напряженности китайско-американских отношений и т.д.).
Действующий генсек преждевременно подготовил благодатную почву для своего очередного восхождения на пост: ему удалось усмирить бурную внутрипартийную конкуренцию и удержать её на коротком поводке (доподлинно известно, что внутри КПК существует раскол на 2 конкурирующие фракции: одна во главе с Си, другая – с Цзян Цзэминем.
Борьба с коррупцией в данном случае является лишь фасадом настоящей междоусобной войны), заручиться поддержкой соратников, имеющих немалый политический капитал в партии, и взять под контроль вооруженные силы (за пять лет правления Си Цзиньпина прошла лавинообразная кадровая ротация, которая смела чиновников, набранных прошлой администрацией, и воздвигла на вакантные места приближенных правителя: ряд членов Политбюро, ЦК, партийные руководителя китайскими провинциями, председатели министерств и т.д.).
Всё это в совокупности гарантирует главе Китае серьезную поддержку и, следовательно, переизбрание.
Рассуждая в обратном направлении, мы благополучно приходим к этому же заключению: если бы Си не был уверен в своих рейтингах и политических шансах, то он бы не поддержал инициативу с отменой ограничения срока пребывания у власти. А ведь это значимая для Китая норма, своего рода чтимая политическая традиция.
Аналитик Евгений Коган, со своей стороны, тоже уверен в том, что Си Цзиньпин будет переизбран на третий срок. А вот в отличие от него, в отношении других представителей Политбюро и его Постоянного комитета (ПК) все еще сохраняется интрига:
«В частности, мы ждем, кого же объявят заменой «экономического царя», вице-премьера Лю Хэ. Здесь большинство прогнозов сходится на главе планового органа ГКРР Хэ Лифэне. Этот товарищ любит масштабные вложения в инфраструктуру и, в отличие от Лю Хэ, может значительно расширить кредитное стимулирование. Что в кратко- и среднесрочной перспективе может быть благоприятно для китайской экономики.
Ну и кроме того, чем ближе съезд, тем громче официальные СМИ Китая заявляют о важности политики Zero-Covid. Это практически не оставляет шансов увидеть изменение подхода к коронавирусу вскоре после съезда…»