Posted 12 октября 2022, 10:27

Published 12 октября 2022, 10:27

Modified 7 марта, 11:56

Updated 7 марта, 11:56

40 лабораторий по работе с опасными вирусами строятся в мире, 15 из них – в России

12 октября 2022, 10:27
Сюжет
Болезни
Эксперты считают, что это может привести к нежелательным последствиям, если допуск к смертельно опасным материалам получат не те люди.

Пандемия ковида привела к буму строительства биотехнических лабораторий, в которых изучают смертельно опасные вирусы, сообщает Daily Mail. И это несмотря на то, что версия о лабораторном происхождении коронавируса рассматривалась как одна из наиболее вероятных.

Все биохимические лаборатории по уровню биологической безопасности (Biosafety level, BSL) делятся на несколько типов. В лабораториях самого низкого уровня биобезопасности, BSL-1, достаточно мытья рук и простейшего защитного снаряжения. В BSL-3 и BSL-4 изучают самые опасные вирусы. В BSL-3 для работы с материалами, загрязненными патогенами, используется закрытое вентилируемое пространство. В таких лабораториях также есть самозакрывающиеся двери, герметичные окна, полы и стены и системы фильтрованной вентиляции. Лаборатория типа BSL-4 расположена в отдельной части здания, имеет собственную специализированную систему подачи воздуха, сотрудники носят герметичные костюмы для всего тела с подачей воздуха, переодеваются перед входом и принимают душ перед выходом.По данным Министерства здравоохранения Канады, до 1999 года в мире было зарегистрировано 190 случаев смерти от патогенов, которыми люди инфицировались в лабораториях.

С 2020 года, когда началась пандемия, в мире были построены или строятся более 40 объектов, сертифицированных как BSL-3 и BSL-4. Причина такого бума в том, что многие страны вспышка застала врасплох, и их правительства намерены подготовиться к следующей пандемии, изучая опасные патогены. Во многих таких лабораториях в поисках методов лечения и вакцин, которые могут быть использованы при будущей вспышке, экспериментируют с вирусами животных.

Но есть опасность, что риск пандемий из-за этих экспериментов лишь вырастет – часть экспертов до сих пор уверены, что именно лабораторная утечка вируса вызвала ковид. По официальной версии, вирус начал распространяться с продовольственного рынка в Ухане, который находится на расстоянии 13 км от Уханьского института вирусологии. Биолаборатория, которая там действует, относится к самому высокому уровню безопасности, поскольку изучает опасные коронавирусе летучих мышей. После начала международного расследования сотрудники уханьской лаборатории стерли из компьютеров важнейшие базы данных, что не позволило изучить связь между институтом и пандемией.

Известно, что вВ США к 12 уже существующим лабораториям биозащиты высочайшего уровня добавится еще одна. Индия нацелена на введение 18 новых лабораторий BSL-3 и BSL-4, а кроме того на создание четырех новых национальных институтов вирусологии, два из которых будут заниматься патогенами уровня BSL-4. Россия заявила о строительстве 15 лабораторий BSL-4. О своих первых лабораториях максимального уровня биобезопасности заявили Казахстан, Филиппины и Сингапур.

Сейчас в мире насчитывается 63 лаборатории BSL-4 – это сравнительно немного. В них проводятся исследования максимально высокого риска, включая исследования усиления функции – в ходе такой работы ученые изменяют патогены, делая их более смертоносными. Именно в таких лабораториях изучают самые опасные болезни вроде Эболы.

Проблема в том, что многие из патогенов, с которыми работают в лабораториях BSL-4, могут стать оружием биотеррористов, если попадут не в те руки. Само устройство таких лабораторий существенно снижает риск утечки, однако не исключает ее. «Существует довольно много лабораторных инфекций, которые подхватывают работники лабораторий. Большинство из них неопасны, но сам факт всегда вызывает беспокойство, – говорит профессор Пол Хантер, эксперт по инфекционным заболеваниям из Университета Восточной Англии. – Среди того, что производят люди, есть вещи, которые могут нанести существенный вред, если их выпустят на свободу». По словам эксперта, появление новых лабораторий совершенно необходимо, однако их потенциальную опасность исключать нельзя: «Если бы я отвечал за работу в Индии, где были проблемы на ранних стадиях вспышки ковида из-за отсутствия доступа к лабораториям уровня BSL-4, я был бы чертовски уверен, что хочу построить такие лаборатории на случай появления новой вспышки. Но стал бы я беспокоиться, если бы люди начали использовать эти лаборатории для исследований, которые в конечном счете могут быть вредными? Разумеется».