В Москве перестали строить торговые центры: ввод новых ТРЦ сократился на 61%

6 октября 2022, 13:58
В Москве ввод новых торговых площадей по итогам девяти месяцев 2022 года сократился на 61,5%, сообщает консалтинговая компания NF Group. В столице за это время открылись всего четыре ТК общей площадью 64,3 тыс кв метров.

Екатерина Максимова

"До конца 2022 года, согласно заявленным планам девелоперов, объем нового ввода в Москве составит 136,6 тыс. кв. м торговых площадей: таким образом, прогноз нового предложения торговых центров сокращается на 57,1%, а суммарный объем ввода по итогам года будет ниже прошлогоднего показателя на 62%. Также к концу года в случае ухудшения общеэкономической ситуации в столичных торговых центрах возможен рост уровня вакантности до 17% при условии, что не будут проработаны варианты замены приостановивших деятельность операторов", - прогнозируют аналитики NF Group.

Рост доли вакантных площадей в ТРЦ фиксируется с февраля 2022 года, когда Россию массово начали покидать известные бренды. К концу первого полугодия вакантными в Москве считались 13% торговых площадей. Сейчас средний уровень вакантности составляет 14,5%. К концу года, судя по прогнозам NF Group, опустеют до 17% торговых площадей.

Опустевшие магазины начали дробить под мелких арендаторов. "Один из способов заполнения крупных блоков, которые чаще всего высвобождаются, - дробление не небольшие помещения, что повышает их привлекательность для потенциальных арендаторов и снижает операционные и капитальные затраты", - пояснила региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.

"Новые Известия" сообщали, что только в конце сентября на фоне объявленной частичной мобилизации трафик в российских ТРЦ в среднем по рынку упал на 7,4%. "Посещаемость ТЦ упала за последние недели от 1% до 15% в зависимости от расположения торгового объекта. Меньше всего пострадали районные ТЦ. У крупнейших ТЦ самые большие потери посещаемости", - сообщается на официальном сайте Российского совета торговых центров (РСТЦ).

Падение арендного дохода, по оценке операторов ТРЦ, уже составляет 35-45% (представители ТРЦ сравнивали данные с допандемийным 2019 годом).

"Падает посещаемость (до уровня 20% и более по сравнению с аналогичным периодом 2021 года), а также до аномальной величины увеличивается вакантность торговых площадей, которая на сегодня может составить до 25-30% от суммы арендопригодных площадей", - заявил президент РСТЦ Дмитрий Москаленко.

#Экономика #Новости #Бренды #Торговые сети #Торговля #Торговые площадки #Екатерина Кураева
Подпишитесь