Сергей БАЙМУХАМЕТОВ
В давние уже времена, получив приглашение приехать в Кыштым на презентацию выпущенной там моей книги и на цикл лекций по ее теме, я сразу же решил узнать все в точности про явление Алешеньки и прежде всего - назвать первого автора, первоисточник.
Возможно, дело и в том, что на заре туманной юности я два года работал в районных газетах в Северо-Казахстанской и Калужской областях. Нас называли - «районщики». С тех пор и доныне стараюсь при любой возможности сказать о них честное и доброе слово. Призываю коллег из крупных изданий ссылаться на них, упоминать. Потому что безымянное использование информации из районных и городских газет – норма. Ведь более чем часто информация об интересных событиях, фактах, вначале появляется там. А потом журналисты из центральных изданий «едут на места», дополняют, и распространяют ее по всему свету уже от своего имени. Все вроде бы обычно, так по сути дела, но… как-то все-таки не так.
В конце сентября 1996 года журналистка Ольга Рудакова опубликовала в своей городской газете «Кыштымский рабочий» корреспонденцию «Алешенька хорошенький, кто ты?». Здесь же, в Кыштыме, жил и работал журналист Виктор Рискин, собкор областной газеты. Он напечатал свою корреспонденцию в «Челябинском рабочем».
Весть долго шла до Москвы. И только через девять месяцев в «Комсомольской правде» оглушительным многомиллионным тиражом вышла корреспонденция под названием «Наши обнаружили инопланетянина на Урале».
Так началась мировая слава Кыштыма и Алешеньки. Инопланетянин!
Надо сказать, что на Западе сразу вспомнили о другой, страшной славе этого города (у нас и не знали) – ведь именно там, в Озерске (Челябинск-40) расположен печально знаменитый комбинат «Маяк». (Кыштым и Озерск – один избирательный округ.) Здесь создавался плутониевый заряд для первой атомной бомбы.
Ровно 65 лет назад, 29 сентября 1957 года, на комбинате «Маяк» взорвалось около 80 кубометров ядерных отходов (равнозначно взрыву 70-100 тонн тринитротолуола). В атмосферу было выброшено около 20 миллионов кюри радиоактивных веществ. В зоне загрязнения оказалась территория с населением 270 000 человек в 217 населенных пунктах Челябинской, Свердловской, Курганской и Тюменской областей. Жителей 23 сел и деревень переселили, строения, имущество и скот сожгли. Последствия той катастрофы не преодолены и поныне.
Считается, что 90% радиационных осадков выпали на территории комбината «Маяк», рядом с Кыштымом.
Отсюда и распространенное мнение, что Алешенька - человеческий мутант, выкидыш.
Понятно, за 25 лет вокруг Алешеньки возникли горы легенд, домыслов, просто вранья, дополнительной информации, возникшей за 25 лет, в том числе и честных домыслов очевидцев. Такова человеческая память. Например, в британской авиации при расследовании аварий берутся в расчет свидетельства, записанные только в первые 40 минут. Потому что на 41-й минуте и далее те же очевидцы начинают домысливать, сопоставлять, делать выводы и принимать их за факты, говорить то, что от кого-то услышали…
Наши 40 минут давно канули в далекое прошлое. Но здесь приведу только то, что слышал через несколько лет после событий от Ольги Рудаковой, Владимира Бендлина, Виктора и Марка Рискиных. От тех, кто был у истоков.
В августе 1996 года следователь Кыштымского ГОВД Евгений Мокичев вел дело о хищении цветных металлов. Одним из свидетелей был Владимир Нуртдинов. Он, Нуртдинов, и сообщил, что у него хранится непонятная мумия, похоже, инопланетянин какой-то. Мокичев рассказал об этом своему напарнику, тоже следователю ГОВД, майору Владимиру Бендлину.
Бендлин поехал к Нуртдинову и действительно обнаружил мумию. Первая мысль была: «Это же выкидыш!» Длина чуть больше 20 сантиметров, цвет - серовато-зеленый. На животике и боках желтоватые пятна. Конечности, позвоночник, лопатки, ребра - как у недоразвитого младенца.
Но после внимательного осмотра Бендлин не обнаружил на тельце ни ушных раковин, ни пуповины, ни половых органов. Особенно поразила его голова мумии. Череп шлемовидной формы напоминал нераскрывшийся бутон кувшинки. От теменной части головы через всю лицевую часть по центру проходил килевидный выступ. Нижней челюсти вообще нет.
Естественно, Бендлин стал спрашивать: как, что, откуда. Выяснилось, что Нуртдинов был знаком с Тамарой Васильевной Просвириной, жительницей поселка Каолиновый близ Кыштыма, заходил к ней в дом. И видел у нее Алешеньку, живым. И тогда еще смекнул, что дело необычное. А когда Тамару Васильевну в очередной раз забрали в психбольницу, он в пустующем доме нашел Алешеньку уже мертвым. Нуртдинов увез труп к себе в гараж, где его проспиртовал и высушил, сделав мумию.
Бендлин доложил о краже необычного существа руководству, предложил зарегистрировать происшествие, взять с Нуртдинова объяснения. Но начальники назвали его «легкомысленным романтиком» (это слова Бендлина), покрутили пальцами у виска и посоветовали заняться делами, а если у него много свободного времени, то они загрузят его по полной программе.
Тогда Бендлин решил сам вести расследование, вооружившись фотоаппаратом и видеокамерой. Первым делом заснял мумию в доме Нуртдинова, на красной развернутой тряпке-пеленке (эти кадры стали известны всему миру), а затем показал ее врачам.
Гинеколог Ирина Ермолаева сказала, что это обычный выкидыш. Или жертва аборта. Но патологоанатом Станислав Самошкин был иного мнения:
«Это не человек! И для мутанта весьма странное существо. Голова собрана как кувшинка, шлемовидной формы, и составлена всего из четырех костных пластин. А череп человека состоит из шести пластин, каким бы он мутантом или уродом ни был. Кости не хрящевидные, как должно быть у человеческого младенца, а вполне нормальные, трубчатые. Что для человеческого младенца просто невозможно. На спиралеобразном позвоночнике я нашел остатки пушкового волоса. Возможно, это животное, но в школе и институте мы такого не изучали. Надо обращаться в судебно-медицинскую экспертизу и делать анализ ДНК!»
В тот момент милиции ничего не стоило вполне официально заказать судебно-медицинскую экспертизу. И соответственно оприходовать мумию. Как вещественное доказательство! Инвентарную бирочку повесить, черт подери, и в сейф положить! Уж оттуда она бы никуда не делась. И сейчас бы не искали бесплодно мумию Алешеньки. Но от Бендлина тогда отмахнулись. Он самостийно реквизировал мумию и положил ее в запасной домашний холодильник. Получив еще и скандал от жены.
Затем Бендлин разыскал в Кыштыме невестку Тамары Васильевны Просвириной. Ее тоже зовут Тамара, и фамилия такая же – Просвирина. Тамара Николаевна. Поэтому, во избежание путаницы, будем ее называть в дальнейшем невесткой. Она рассказала Бендлину, что 6 июня 1996 года пришла к своей свекрови, принесла продукты, а та, очень довольная, сказал: «У меня там ребеночек, Алешенька хорошенький… Сейчас я его покормлю». И подвела ее к кроватке, на которой лежал запеленатый крошечный уродец. На испуганный вопрос, кто это, свекровь повторила: «Это мой ребеночек, Алешенька. Он хорошенький. Сейчас я его покормлю». И тут же скормила существу карамельку, а потом распеленала его и стала подтирать между его ног какие-то жидкие выделения, похожие на водичку. Невестка успела заметить, что у Алешеньки нет полового органа, а потом ей стало дурно…
А Ольге Рудаковой она рассказывала так:
- Я увидела крошечного уродца. Головка луковкой. Вместо губ – отверстие. Подбородка нет. Он смотрел не мигая, тихо свистел или стонал. А может, это он так дышал. С собой у меня были творожные сырки, которые он съел.
На вопрос невестки, откуда здесь взялось это существо, Тамара Васильевна ответила, что нашла Алешеньку на кладбище, ходила туда к могиле близкого ей человека. (Хождение на кладбище не случайно: вся ее квартира была заставлена портретами с надгробий.) Там, на могиле, она якобы и увидела ребенка, чуть ли не закопанного головой вниз. Откопав, принесла домой. Согревшись, ребенок будто бы попросил есть, выпил воды с сахаром, съел карамельку. И вообще, ел все, что она ему давала.
Вскоре Тамару Васильевну Просвирину увезли в психиатрическую больницу. Приезжавшая за ней фельдшер Галицкова позднее вспоминала: «В постели у нее лежало что-то похожее на запеленутую кошку». Алешенька остался в доме один и вскоре умер. Тут его и обнаружил Нуртдинов.
Бендлин поехал в психиатрическую больницу, встретился с Тамарой Васильевной Просвириной, сделал видеозапись. Она была острижена наголо и выглядела истощенной. По ее словам, она ходила в лес (не на кладбище), и там нашла Алешеньку. Узнав, что Алешенька умер, Тамара Васильевна заплакала: «Бедненький! Я же говорила врачам - ребеночек у меня там... Отпустите...»
Тем временем слух об Алешеньке облетел Кыштым. И кто-то из знакомых посоветовал Бендлину обратиться к уфологам в город Каменск-Уральский, дал газетную вырезку с телефоном ассоциации «Звездная академия НЛО - контакт по методу Золотова». Буквально через несколько часов из Каменск-Уральского в Кыштым на двух машинах приехали незнакомые люди. Руководитель группы, эффектная дама, стала засыпать Бендлина научными или наукообразными терминами, уверяя, что их организация – серьезное научное учреждение, и так далее. В общем, забрали они мумию Алешеньки и уехали.
И с тех пор мумия Алешеньки пропала. А та дама давала разные объяснения - от корабля инопланетян до ФСБ. То ли в силу фантазий, то ли в силу запрета или самозапрета.
Владимир Бендлин все этапы расследования снимал видеокамерой. Две неполные кассеты заснял. На них и Тамара Васильевна Просвирина, и ее невестка, и, конечно же, Алешенька. Можно видеть, как Бендлин обмеряет мумию и диктует: «Рост - двадцать четыре сантиметра. Длина рук - восемь сантиметров. Ширина черепа - четыре сантиметра. Ширина костей таза - три сантиметра…»
Когда же весть о Кыштымском пришельце облетела мир, первыми в Кыштым нагрянули телевизионщики из Японии, из компании «Ниппон Телевижнс». Они-то и сняли фильм «По следу инопланетянина Алешеньки», с триумфом прошедший по свету и сделавший Алешеньку и город Кыштым на долгие годы мировой знаменитостью. И принесший японцам, как утверждают некоторые, 2 миллиона долларов только от продажи в Европу. Но ведь первоисточник, основа фильма – съемки Владимира Бендлина! А кассету свою он отдал им – бесплатно!
И когда уже в 2002 году в Кыштым прилетела съемочная группа телекомпании «Асахи», Ольга Рудакова и сказала: «Бендлин – ты не Бендер!» Потому что в итоге переговоров Бендлин продал «Асахи» копию своей кассеты за 200 долларов. Жена Бендлина купила на эти деньги мебель для прихожей и написала на шкафу: «Made in Japan».
В общем, Бендлина жестоко обманули… Наши обманули. Не японцы. Переговоры с Бендлиным вели российские люди, сопровождающие японцев. И они между собой пересмеивались (в кыштымской районной редакции слышал их разговор): «Хорошо, что не пришлось крупно башлять этого мужика, мы его так сделали».
- Поймите! – с жаром говорила мне Ольга Рудакова. – Бендлин мне напоминает Дон Кихота. Такой же худой, высокий. А главное – увлекающийся, честный, не умеющий и не желающий выговаривать себе какую-то выгоду, просто-напросто наивный! И вот таких всегда обводят вокруг пальца столичные шустряки. Ведь если бы не Бендлин, ничего бы не было. Без съемок Алешеньки все рассказы свидетелей мало что стоят! На материалах Бендлина обогатились московские посредники, моментально наладившие контакт с японцами, а Бендлина они оттерли от денег. От его законного и заслуженного вознаграждения. С тех пор мы к московским относимся… пренебрежительно, неуважительно. Они нас, провинциалов, считают за лохов, а мы ими просто пренебрегаем, не уважаем. Так и напишите.
Тамара Васильевна Просвирина погибла 5 августа 1999 года. Выскочила ночью на улицу без обуви, в одних носках, и попала под колеса мчащегося грузовика. За час до этого неизвестный мужской голос позвонил ее невестке по телефону и поинтересовался здоровьем бабушки. Жила Тамара Васильевна в тихом поселке, на тихой улице, где ночью встретить грузовик затруднительно.
В общем, обстоятельства ее смерти странные.
В Кыштым приехала экспедиция «Космопоиска» во главе с Вадимом Чернобровом.
Вадим нашел генетический материал Алешеньки - пеленки, в которые его заворачивали (Кыштымская плащаница!). Кстати, по версии Черноброва, Алешенька умер не от голод, а его раздавили:
«На тряпке есть и следы веществ, по составу похожих на кровь и мозговую жидкость. Словно на Туринской плащанице, сохранились очертания тела... По нашим сведениям, квартира в отсутствие хозяйки не пустовала, в доме стали собираться алкаши. Можно предположить, что кто-то из них либо неумышленно раздавил карлика, либо сделал это нарочно: ведь Алешенька издавал звуки, просил еды, а значит, реально досаждал алкашам... Можно сказать, что уникальное существо (похоже, действительно внеземного происхождения) погибло из-за пресловутого российского пьянства».
Чернобров привез Кыштымскую плащаницу в Москву. Три генетические экспертизы, проведенные, правда, на общественных началах, в том числе и в НИИ физико-химической биологии МГУ, показали - человеческих генов в образце обнаружить не удалось.
В апреле 2004 года Чернобров передал часть добытого образца в Институт общей генетики Российской академии наук. Там пришли к выводу: «Образец соответствует ДНК человека с многочисленными отклонениями в развитии».
Вот и все. Авторитет Института общей генетики несомненен. И его заключение, конечно - сильный удар по апологетам Главного Мифа XX и XXI веков, тем, кто верит в пришельцев. Правда, скептики не сдаются, говорят, что генетический материал на пеленке может быть и вовсе не Алешенькин. Вот если бы исследовали мумию, тогда другое дело…
В 2002 году съемочная группа телекомпании «Асахи» приехала в Россию с заданием найти мумию Алешеньки. Не считаясь с затратами. Продюсер Дегучи Масао как-то обмолвился, что готов выложить за мумию 200 тысяч долларов прямо сейчас, не спрашивая разрешения у токийского начальства. Но было бы смешно думать, что японцы поехали наобум. Очевидно, имели наводки. Сопровождающие их российские люди говорили о человеке, у которого, якобы, сейчас находится мумия. А получил он ее от своей агентши, той самой каменск-уральской «уфологини». Об этом человеке или организации российские помощники японцев говорили опасливым шепотом.
То ли эти загадочные люди и секты действуют сами по себе, то ли под крышей спецслужб. Скорее всего, тут всё переплелось. Не секрет, что информация о «пришельцах», аномальных явлениях контролируется и прослеживается спецслужбами. Возможно, что «уфологиня» действовала не сама по себе.
Ведь смешно говорить, что мумия пропала. Найти ее – проще простого. Для этого надо пригласить в соответствующее учреждение ту самую «уфологиню» - только и всего. Однако это не делается. Почему?
В истории Алешеньки больше всего угнетает какое-то абсолютное равнодушие, нелюбопытство, граничащее с убогостью.
- Вот это и поражало больше всего японцев! – восклицала Ольга Рудакова. - Продюсер Дегучи Масао никак не мог понять: почему «русские полицейские» выпустили из рук загадочное существо? Более того - просто отмахнулись. «Даже если это жертва криминального аборта, все равно же надо было заводить дело и расследовать! - говорил он. - Как же так, почему не завели?» По его мнению, надо было забросить все остальное и заниматься только Алешенькой! В Японии наверняка так бы и сделали. А у нас Володю Бендлина просто затравили, издевались над ним: вот, мол, какую ерунду мужик нашел… И теперь получается, что мы вроде жителей города Глупова! Не увидели под носом то, что заинтриговало весь мир!
Конечно, аналогии напрашиваются. Но дело, наверно, не в Кыштыме. Допустим, здесь не оценили факт, отмахнулись. Однако были и есть, как говорится, более высокие инстанции. И никто ничего не предпринял. Может, мумия действительно в ФСБ, и власть не желает, чтобы мы знали правду?
Но есть еще вариант – истинно глуповский. Начальство города Глупова, как известно, отличалось кипучей энергией. Но всегда не по делу. Ему было глубоко наплевать, что и где происходит. У него свои заботы. Они, заботы, зафиксированы в глуповском «Летописце», то есть в истории. Салтыков-Щедрин отмечал:
«Содержание «Летописца» довольно однообразно; оно почти исключительно исчерпывается биографиями градоначальников, в течение почти целого столетия владевших судьбами города Глупова, и описанием замечательнейших их действий, как-то: скорой езды на почтовых, энергического взыскания недоимок, походов против обывателей, устройства и расстройства мостовых, обложения данями откупщиков и т.д.»