Ирина Мишина
С 1 сентября 2023 года дети, учителя и родители войдут в новую реальность. Согласно закону, принятому Госдумой, разрабатывать и утверждать учебные программы будет исключительно Минпросвещения.
Обязательными станут выработанные этим ведомством для начальных классов программы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру, а в старших и средних классах - программы по русскому, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. Минпросвещения обещает разработать их до 1 марта 2023 года.
Наряду с едиными программами вводится и новый порядок для учебников. Отныне госзаказ на их разработку будет осуществлять Минпросвещения. В итоге по каждому предмету останется только один безальтернативный учебник, кроме истории. По этому предмету планируют ввести единый курс по Всеобщей истории и Истории России. «Учитель не сможет уже сам выбирать, что важно, а что нет. Или что вот это он не успевает по часам, поэтому не будет вообще рассказывать», — заявила глава комитета Госдумы по просвещению и один из авторов закона Ольга Казакова.
Я допускаю единый курс по ОБЖ или по географии. Но вот как быть с литературой, например, где изучают тексты? Или специальный учебник теперь будет учить, как надо правильно понимать Пушкина, Достоевского и Толстого? Простите, но даже в советских школах, идеологизированных до предела, такого не было!
Нет, к школьным программам вопросы у родителей конечно были. Помню, как в начальной школе мой многострадальный ребенок учился по некой авторской программе по русскому языку, разработанной предприимчивой дамой из Таганрога, которая практически отрицала правила и предлагала детям, чтобы не сделать ошибку, вызывать на помощь специального духа «орфографического чутья». Учебники по этой авторской программе были многочисленны и стоили не дешево. К моменту, когда школа наконец прозрела и признала эту «авторскую программу» не эффективной, ее автор успела сколотить неплохое состояние. Таких изобретателей авторских программ в последнее время появилось немало, и далеко не все они на пользу и во благо. Так что просеять многочисленные авторские изыскания сквозь сито здравого смысла, с одной стороны, неплохо.
У единых программ есть и еще один плюс: при смене школ и переезде ребенок не будет сталкиваться с проблемами и переучиваться заново. На этом плюсы, пожалуй, заканчиваются.
«Школы не могут быть одинаковыми. По закону об образовании, 70% программы — это стандарт, а 30% — на усмотрение школы, потому что школы бывают разные. Есть ведь лицеи и гимназии, школы для одаренных детей. Они не могут работать по стандарту. С другой стороны, есть коррекционные школы, потому что есть дети с ограниченными возможностями по здоровью. В конце концов, у нас инклюзивное образование по закону. Исходя из этого, педагоги должны понимать, как дать предмет детям с ограниченными возможностями с учетом их особенностей. Ну и наконец у всех учителей разные подходы. Только плохой учитель преподает по учебнику», - считает заслуженный учитель России, директор центра образования №109 Евгений Ямбург.
В законе, который приняла Госдума, на самом деле заложено множество противоречий и нестыковок. К примеру, по закону об образовании и по Конституции РФ, у нас идеология в школах запрещена. К тому же Россия – многоконфессиональная страна, и навязывать какое-то единое мировоззрение в многонациональной стране – довольно спорная инициатива. К тому же на территории РФ множество школ, преподающих свой национальный язык, национальную литературу, историю и культуру. Как быть с этим? Под какие стандарты все это подгонять?
Возникает естественный вопрос: кому выгодна небесспорная инициатива с единым стандартом обучения? Ответ прост: программы Минпросвещения логическим образом приведут к тому, что монополистом на рынке школьных учебников станет издательство «Просвещение».
«В этом издательстве есть профессионалы, но его монополия – это уже бизнес. Академическая свобода последних лет привела к росту показателей уровня российских школьников, об этом говорит Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Из 60-и с лишним стран Россия находится на 33-35 месте, причем в числе стран, улучшающих свои показатели. Был сделан рывок по сравнению с нулевыми годами. По показателям начальной школы Россия в первой тройке, в подгруппе 4-8 классов в первой десятке, особенно высокие показатели у российских школьников по математике и естественным наукам. Эксперты признают, что улучшение результатов было достигнуто во многом за счет индивидуальных авторских программ. Под идею поддержки талантливых школьников были созданы специальные национальные проекты, например, образовательный центр поддержки одарённых детей «Сириус». Открылись школы с углубленным изучением ряда предметов. В конце концов, концепция образования ООН предполагает выстраивание образовательной траектории в соответствии с запросами семьи, по пути профильного обучения, и мы успешно шли по этому пути. Мне кажется, что законодатели поспешили, приняв этот закон и не посоветовавшись с педагогическим сообществом», - считает профессор Института развития образования Национального исследовательского университета Высшая школа экономики Ирина Абанкина.
По мнению большинства экспертов, новый закон нанесет удар именно по «передовым» школам, работающим с одаренными и мотивированными детьми, ведь именно в таких школах учителя чаще всего выбирают альтернативные учебники. «Я преподаю русский язык, и если мне будет запрещено работать по учебникам, созданным на основе Московской лингвистической школы с ее столетней историей, и от меня потребуют преподавать по учебникам, которые не соответствуют моим научным представлениям, я уйду, хоть и проработал в школе 40 лет», - признается сопредседатель профсоюза педагогических работников «Учитель», преподаватель русского языка и права школы «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий.
Возникает вопрос о том, как в свете общих стандартов будут существовать лицеи и учебные центры при университетах, где на обучение мотивированных ребят была ориентирована даже профессура. Профессорам тоже велят подчиниться общему непритязательному стандарту?
«Жесткие рамки приведут к снижению качества образования. Это новшество однозначно ориентировано не на поддержку сильных и мотивированных ребят. Возникнет угроза для специализированных школ с углубленным изучением отдельных предметов, а также для профильных классов», - считает профессор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
Когда Госдума принимала этот закон, депутат Петр Толстой сказал: дескать, хорошо, теперь репетиторы не будут нужны. Скорее всего, именно теперь они напротив будут еще больше востребованы из-за того, что школа не сможет удовлетворить потребности мотивированных детей в дополнительных знаниях. Тот, кто хочет знать больше и глубже, будет вынужден платить за это и жертвовать собственным временем.
Впрочем, есть надежда, что и на этот раз всё закончится формальным подходом. « Минпросвещения не понимает, что стоит за введением новых учебников и новых стандартов образования. Это значит, что надо будет переделывать программы, писать кучу отчетов. Чиновники наверху просто отчитаются, а рядовым учителям это усложнит жизнь и сведет работу с детьми к минимуму. За этим законом я вижу только одно - стремление освоить финансы издательством «Просвещение». Это даже не идеология, а просто чье-то стремление заработать. Но все закончится как обычно формальностью и профанацией, как это произошло в случае с «Разговорами о важном». На этих уроках что угодно происходит – реклама каких-то образовательных платформ, показ мультиков, классные руководители толкают самые разные идеи вплоть до антипатриотических, но ведь кто-то наверху уже отчитался об инициативе!» - рассказал «НИ» учитель истории и обществознания средней школы села Таремское Павловского района Нижегородской области Дмитрий Казаков.
П.С. Возможно, придумав общий стандарт преподавания, учителей кто-то наверху решил разгрузить и освободить от их прямых обязанностей. Как известно, сейчас они были замечены при обходе квартир с целью вручения повесток о мобилизации. Аргументация у учителей простая: «Мы - учителя, нас просто обязали раздать повестки и отчитаться». Отчитаться о насаждении стереотипов в детских головах по указке сверху, отчитаться о вручении повестки о мобилизации… В последнее время профессия учителя практически стала синонимом исполнения не самых гуманных мероприятий. Вы это еще не заметили?