Ирина Мишина
Как нам сообщили в Центре общественных связей ФСБ, житель Владивостока собирал и передавал Главному управлению разведки Минобороны Украины данные об объектах военной инфраструктуры Приморского края. Задержанного днем ранее директора по качеству российского авиазавода подозревают в передаче чертежей боевой авиационной техники Украине. Напомним : ранее суд приговорил журналиста Ивана Сафронова к 22 годам тюрьмы строгого режима по делу о госизмене. Ему также назначен штраф в размере 500 тыс. рублей и ограничение свободы на два года после освобождения.
Официальная статистика осужденных по статье о госизмене за последние 13 лет отсутствует. Однако, по данным правозащитников, в 2014 году произошел всплеск таких преступлений. Увеличение задержанных по подозрению в госизмене приходится также на 2016 и 2021 годы. «Как видим, рост числа дел о госизмене связан с политическими событиями. Присоединение Крыма, затем события на Украине. Но я бы не стала проводить никаких аналогий с 37-м годом, потому что тогда обвинения в госизмене были массовыми, сейчас они все же единичные», - заявила «НИ» правозащитник Зоя Светова.
Тут уместно вспомнить и о том, что в начале 2000-х годов прокатилась волна многочисленных обвинений ученых в госизмене. Тогда возбуждались громкие дела в отношении Игоря Сутягина, Валентина Данилова, Валентина Моисеева, Владимира Щурова. Они имели допуск к гостайне и много общались по работе с зарубежными коллегами, не обращая внимания на ФСБ.
«После громких приговоров в начале двухтысячных, когда по шпиону сидело в каждом регионе страны, ученые начали бояться контактировать с иностранцами — задача была выполнена», — заявил "НИ" источник в российских силовых структурах.
В списке того, что относится к государственной тайне в России, 118 пунктов. Как гласит президентский указ, это сведения в военной области, в области экономики, внешней политики, науки и техники, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в области противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц под госзащитой. И даже названия органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями. Что именно сделать секретным, решает правительственная межведомственная комиссия. Методы и средства расследования уголовных дел по шпионажу — это тоже гостайна, как, впрочем, любые действия следователей по такому делу. Иными словами, гостайна — это любые слова, которые можно произнести или написать о засекреченных сведениях.
Последний раз перечень данных, относящихся к государственной тайне, изменяли в мае 2015 года. Секретными стали «сведения, раскрывающие потери личного состава в военное время, в мирное время в период проведения специальных операций»; «сведения о метрополитенах или других сооружениях, которые могут быть использованы в интересах обороны страны». Секретными также признаны «сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тысяч человек или железнодорожных узлов»; «сведения о степени обеспечения безопасности населения»; «сведения, раскрывающие организацию, силы, средства или методы обеспечения безопасности специальных объектов, а также данные о финансировании этой деятельности».
«Всплеск задержаний по подозрению в госизмене сейчас связан с политической ситуацией. Перед Отечественной войной 41-го года был зачищен весь круг лиц, потенциально способных сотрудничать с «Абвером». Сейчас, насколько мне известно, наши спецслцужбы аналогичную зачистку не проводили, все приходится исправлять по ходу дела. Понятие «госизмены» сейчас достаточно широкое, а спецслужбы у нас бдительные. С другой стороны, украинская разведка работает сейчас достаточно активно, вербуют многих из числа людей, не одобряющих спецоперацию. Такая позиция во многих случаях приводит к сотрудничеству с Украиной. Не стоит забывать и о потоке беженцев с Украины, который хлынул в Россию. Их никто не фильтровал и не проверял тщательно. Сейчас спецслужбы начали зачищать завербованных украинской разведкой. Можно установить некую зависимость, связанную со спецоперацией : когда идет продвижение федеральных войск, планка подозрений в госизмене снижается, а когда инициатива на стороне Украины, число подозреваемых с госизмене растет», - заявил «НИ» генерал- майор ФСБ в отставке Александр Михайлов.
Как именно суд устанавливает срок в делах о госизмене, понять сложно. Тем более, что большинство таких судов проходит в закрытом режиме. Но кое-что нам узнать все же удалось. Как сообщил наш источник в Конституционном суде РФ, разглашение гостайны ложится в основу обвинения в шпионаже или госизмене. Если сведения передает, собирает или похищает для передачи иностранцу человек без российского гражданства — это статья УК 276 «Шпионаж» (от 10 до 20 лет). Если шпионит или оказывает иностранцам иную помощь, направленную «против безопасности России», гражданин страны — это статья 275 «Государственная измена» (от 12 до 20 лет). Оба преступления относятся к категории особо тяжких, срок давности по ним — 15 лет. Правда, на днях депутаты Госдумы предложили давать за госизмену пожизненный срок. Это вызвало в обществе серьезный резонанс, учитывая расплывчатость формулировок статей УК.
«Будет ли это действенной мерой? Для меня этот вопрос открытый. Если действительно есть такая проблема, и есть статистический анализ массового характера, то это вопрос серьезный. Необходимо изучить его всестороннее и понять, будет ли ужесточение наказания наиболее эффективной мерой противодействия или, может, существуют какие-то другие варианты», — заявил первый заместитель главы комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Михаил Старшинов.
«Пожизненное дают, например, за торговлю наркотиками в особо крупных размерах. При СССР госизмена каралась смертной казнью. Сейчас смертной казни как высшей меры наказания у нас нет, вопрос верхней планки наказания в руках судьи. За что Ивану Сафонову дали 22 года, мы не знаем, потому что судебное заседание было закрытым. Все подозреваемые в госизмене находятся в длительной разработке, и нужны очень веские аргументы для высшей меры. К тому же, если каждого второго сажать по надуманным обвинениям, камер не хватит, а СИЗО и так переполнены», - считает генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов.
Есть и другие предположения о том, почему дела о госизмене стали столь частыми. «Дела о госизмене и шпионаже традиционно считаются самыми привлекательными для сотрудников спецслужбы. Причастность к раскрытию таких дел обеспечивает для чекистов массу бонусов в виде продвижения по службе, повышения в звании, наград, премий и других карьерных «удовольствий»», - отмечает в своем телеграм-канале юрист Иван Павлов * (признан в РФ иностранным агентом).
Однако, сотрудники спецслужб этот тезис категорически опровергают. «Многие помнят резонансное дело по пресечению распространения фальшивых долларов в столице, которое было проведено УФСБ по Москве. Так вот, людей, отличившихся в этой операции, премировали копеечным сервизом и снятием ранее наложенного взыскания. Чтобы получить звание, надо пройти служебное соответствие, а это не так просто», - пояснил генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов.
Но, вероятно, можно найти и другие действенные меры противодействия сотрудничеству граждан с иностранными спецслужбами. Например, известно о случаях, когда сотрудники ФСБ вручали россиянам «официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений». А в 2010 году в законодательстве появились нормы, позволяющие ФСБ вести профилактическую работу среди населения. Одной из мер профилактики и стало вынесение такого официального предостережения. Эта мера применяется, когда преступление еще не совершено. Уголовное дело не возбуждают, а лишь предупреждают человека о том, что он приблизился к «красной линии».