Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо министерства от 30 августа, поступившее руководителям 20 крупнейших авиакомпаний, Минтранс предлагает перевозчикам оценить, сколько оставшихся у иностранных лизингодателей самолетов они готовы приобрести.
«Предполагается, что для выкупа авиакомпании смогут получить средства ФНБ по ставке в 1,5% в течение 15 лет», — уточняет «Интерфакс».
В Минтрансе предложили авиаторам подсчитать рыночную стоимость самолетов и дать предложения о том, насколько целесообразным они считают выкуп бортов старше 20 лет.
Сам Минтранс, как и крупнейшие авиакомпании пока не комментируют ситуацию. Однако СМИ отмечают, что в пользовании российских компаний находятся свыше 500 иностранных лизинговых самолетов общей остаточной стоимостью $20 млрд.
Эксперты не уверены, что предложение Минтранса об использовании средств ФНБ на выкуп самолетов будет жизнеспособным в условиях продолжающихся санкций. Ограничительные меры, введенные США и ЕС против России после начала военной спецоперации на территории Украины, не позволяют осуществлять указанные сделки. Кроме того, сам выкуп, даже если он и произойдет, не решит проблему дефицита авиационных запчастей у российских перевозчиков. В условиях санкций их поставки по-прежнему невозможны. Из-за проблем с заменой узлов и агрегатов ряд компаний вынужденно приступила к разборке действующих самолетов на запчасти, используя их в качестве доноров для других машин.
Между тем, стало известно, что на фоне военной операции резервы ФНБ тают. В течение августа этого года объем ФНБ России сократился на 285,985 млрд рублей, до 11 трлн 869,9 млрд рублей. По данным Минфина, на 1 августа размер ФНБ достигал 12 трлн 155,885 млрд рублей или 9,1% от ВВП, прогнозируемого на 2022 год. Однако к 1 сентября объем ФНБ упал до 8,9% ВВП.