Posted 6 сентября 2022,, 09:47

Published 6 сентября 2022,, 09:47

Modified 7 марта, 12:04

Updated 7 марта, 12:04

Заветам Цандера верны: развитие авиации только начинается

Заветам Цандера верны: развитие авиации только начинается

6 сентября 2022, 09:47
Фото: Соцсети
В аэрокосмической сфере осталось еще много белых пятен, которые ожидают своих первооткрывателей.
Сюжет
Авиация

Андрей Злобин, кандидат технических наук

От закоренелых пессимистов и скептиков иногда приходится слышать, будто все в мире уже открыто, изобретено, и ничего нового придумать нельзя. Это порождает, особенно у молодежи, апатию, скуку и нежелание посвящать свою жизнь творческой научной, инженерной деятельности, исследовать неведомые тропы и дали.

Все зависит от того, насколько в этой жизни повезло с учителями. Если вашими педагогами были люди не равнодушные, обладающие богатым воображением, опытом, способные увлечь книгами и интересными делами, скучать будет некогда. Постепенно придет осознание того, что нет ничего интереснее, чем открывать неизведанное и созидать что-то совершенно новое. Именно так на заре прошлого века рождалась авиация и именно такими были великие учителя, открывшие для мира романтику неба. Замечательные ученые, инженеры, писатели, поэты, художники, музыканты, актеры звали к прекрасному, будили мечты о крыльях, крылатых машинах, мечты о свободном высоком полете. Наблюдая за птицами, люди познавали новые законы природы, физики, развивали науку аэродинамику, учились делать различные летательные аппараты и их двигатели. Умение смотреть на мир широко открытыми глазами — одно из важнейших качеств, необходимых человеку-созидателю. Постараюсь аргументировать, что развитие авиации только начинается, и еще много белых пятен в аэрокосмической сфере ожидают своих первооткрывателей.

Разве летают только птицы? Бывая в туристических походах и сидя у ночного костра, приходилось ли вам поднимать глаза к звездному небу? Туда, где среди ярких созвездий периодически оставляют свой след многочисленные метеоры. Врываясь в атмосферу с космическими скоростями, эти посланцы Вселенной раскаляются в полете до стадии плавления, и выпадают на землю, имея сверхнизкую температуру. Удивительно, но факт — многие найденные сразу после падения метеориты быстро покрываются ледяным налетом, настолько они внутри холодные. Это объясняется тем, что за короткое время полета в атмосфере успевает прогреться только очень тонкий поверхностный слой метеорного тела. Внутри метеориты сохраняют космический холод. Недавно американские ученые экспериментально подтвердили мое открытие, сделанное на кончике пера более тридцати лет назад, в 1988 году.

Оказывается, при сверхнизких температурах некоторые метеориты проявляют свойства сверхпроводников. При чем тут авиация? А вот при чем. Один из основоположников отечественных аэрокосмических технологий Ф.А. Цандер в своем докладе о проблемах сверхавиации 25 марта 1930 года отмечал:

«...пересекая с весьма большой скоростью магнитный поток, можно, пропуская электрический ток через проводник и замыкая ток в пространстве вне корабля, получить силу, действующую на проводник в определенном направлении. Это можно использовать для изменения пути корабля и для подъема с поверхности малой планеты, в особенности, если при низких температурах удастся использовать сверхпроводимость металлов».

Метеориты-сверхпроводники, окруженные раскаленной плазмой, летят с огромной скоростью, пересекая линии магнитного поля Земли, а значит, могут вырабатывать электрический ток. Вот и получается, что будущее сверхавиации, предсказанное Ф.А. Цандером, неразрывно связано с метеорной физикой. Наблюдая за метеорами и изучая их полет, можно впоследствии разрабатывать летательные аппараты, использующие другой вид подъемных сил. Такой электромагнитный способ полета не требует ни крыльев, ни реактивных двигателей, и открывает перед человечеством поистине фантастические перспективы.

Действительно, идея летающих сверхпроводников постепенно находит конкретные инженерные воплощения. Например, 17 декабря 1957 года в Англии был выдан патент №830816 на летательный аппарат, который по идее его авторов должен быть выполнен в виде диска. По внешней кромке диска проложен сверхпроводниковый виток с током, охлаждаемый испаряющимся гелием. По утверждению авторов проекта, эта схема может оказаться эффективнее самолетов с турбореактивными двигателями и использоваться как при полетах в нижней атмосфере, так и в ионосфере. Простейший опыт, демонстрирующий «летательные» перспективы сверхпроводников, основан на так называемом эффекте Мейснера — способности сверхпроводника выталкивать внешнее магнитное поле. Достаточно поместить магнит над охлажденным сверхпроводником и можно воочию убедиться в способности первого свободно «парить» в пространстве.

Известны попытки влиять на гравитацию при помощи технологий сверхпроводимости. Такие исследования связаны с развитием фундаментальной физики. Большинство давно привыкло к моделям мироздания, предложенным в начале XX века. Правилами хорошего тона в науке считается отрицание такой субстанции как эфир, и часть ученых до сих пор скептически морщатся при одном упоминании о нем. Но поскольку такой скептицизм уже мешает развитию практической авиации, многие крупные специалисты изменили свою позицию в отношении теории эфира.

Более того, сегодня опубликованы научные результаты, которые можно считать прорывными для будущих авиационных приложений. Уже два издания выдержала книга известных российских ученых В.Л.Бычкова и Ф.С.Зайцева — представителей престижных научных школ «Физического» факультета и факультета «Вычислительной математики и кибернетики» МГУ им. Ломоносова. Книга называется «Математическое моделирование электромагнитных и гравитационных явлений по методологии механики сплошной среды». Написанная на высоком теоретическом уровне и затрагивающая гипотезу эфира, эта книга была отмечена победой в 2018 году на конкурсе работ МГУ, имеющих выдающееся значение для развития науки и образования. Особый интерес для сверхавиации будущего представляет раздел «Противодействие гравитации», в котором соседствуют темы эфира и сверхпроводимости. Совершенно очевидно, что такая постановка вопроса кардинально меняет всю философию конструирования будущих поколений аэрокосмической техники. Собственно сверхпроводники уже сегодня начинают находить применение в конструкциях авиационных двигателей, обеспечивая их более высокие параметры.

А как же быть с общепризнанными идеями Альберта Эйнштейна? К этим идеям не нужно относиться как навсегда установленной догме. Ведь даже сам великий физик серьезно рассматривал альтернативу. Далеко не все знают, что недавно была обнародована малоизвестная рукопись Эйнштейна, в которой он рассматривает стационарную Вселенную, материя которой не расширяется, а приумножается. После Эйнштейна другой крупнейший физик Фред Хойл развивал похожую концепцию стационарной Вселенной. Как доказывают теоретические исследования самого распространенного атома водорода, такая постановка вопроса не лишена смысла. Можно показать строго математически, что относительная атомная масса водорода с высочайшей точностью (как минимум, до пятого знака!) определяется конкретным вычислительным алгоритмом. И этот алгоритм, основанный на возрастании так называемых чисел Фибоначчи, свидетельствует в пользу эволюции атома водорода путем приумножения некоторой тонкой субстанции. В 2013 году я опубликовал в архиве препринтов Лос-Аламосской национальной лаборатории США arXiv.org соответствующую статью с необходимыми математическими выкладками. Ничтожно малые объекты, ответственные за приумножение субстанции, я предложил называть элементарными частицами Фибоначчи. Математика — наука строгая. И если математическая теория подтверждает приумножение во Вселенной исчезающее малых частиц и состоящей из них тонкой материи, то нет ничего удивительного в том, что прогрессивно мыслящие ученые возвращаются к идее существования эфира.

В период работы в Центральном институте авиационного моторостроения ЦИАМ с 1982 по 1997 год, мне приходилось общаться со многими интересными людьми. Одним из них был старейший ученый института Ю.Г. Бехли, который рассказал о своем сотрудничестве с Ф.А. Цандером. Фридрих Артурович перешел на работу в ЦИАМ из винтомоторного отдела ЦАГИ в декабре 1930 года. Именно здесь Ф.А. Цандер, говоря его словами, «впервые стал вполне работать по ракетам». Прекрасная теоретическая подготовка, талант инженера и исследователя, огромное трудолюбие позволили ему уже тогда, в начале 30-х годов, вплотную приступить к осуществлению своей заветной мечты — практической реализации ракетного полета. Началом этой работы стали опытные реактивные двигатели ОР-1 и ОР-2. Ю.Г. Бехли помогал Ф. А. Цандеру в испытании ОР-1. В то время Юрию Георгиевичу было 19 лет, и в его воспоминаниях молодого лаборанта Фридрих Цандер производил впечатление человека «не от мира сего», типичного «чудака», чем-то очень увлеченного. Цандер говорил: «Вот теперь мы узнаем давление в сопло!» Он не говорил «в сопле», ему это не нравилось. Постоянно что-то печатая на машинке, он вдруг неожиданно вставал и мечтательно провозглашал: «На Марс! На Марс!» Разговаривать с ним было очень трудно — он практически всегда «отсутствовал».

Вполне закономерно, что именно Ф.А. Цандер впервые сформулировал идеи сверхавиации и новой технологической эпохи. Для этого нужно быть не просто высокообразованным человеком, инженером, ученым, но и настоящим романтиком, мечтателем. Вот, например, что Фридрих Артурович рассказывал о своем дне рождения: «22 августа 1887 года случилось падение огромного потока метеоров, а 23 августа того же года я родился. Не знаю, волновало ли падение метеоров мою мать, или мне рассказывали про него, но это явление, во всяком случае, оставило глубокий след в моем представлении. Уже с детства я любил стоять у окна и смотреть на звезды в темные зимние вечера…». Увлеченность идеями полетов сопровождала Цандера всю его жизнь. Вероятно, благодаря таким как он родилась шутливая расшифровка знаменитой аббревиатуры ГИРД — группы изучения реактивного движения. Коллектив, в котором сотрудничали Ф.А. Цандер и будущий Генеральный конструктор С.П. Королев, в шутку именовали «группа инженеров, работающих даром». Невероятная трудоспособность объясняет то, что первооткрыватель сверхавиации оставил нам богатое творческое наследие, включая рукописные дневники.

Жаль, что часть этих дневников оказалась утерянной. Оставшиеся рукописи в количестве семи тысяч страниц хранятся в Архиве Цандера в зашифрованном виде. Дело в том, что Фридрих Артурович вел свои записи по давно забытой системе стенографии Габельсбергера. Расшифровка дневников представляет большую сложность. Кто знает, возможно, в этих дневниковых записях скрыто еще много важного для сверхавиации будущего. Повторю еще раз — развитие авиации только начинается. И нельзя исключать, что кто-то из нынешней молодежи создаст для новой технологической эпохи летательные аппараты совершенно другого типа.

"