Александр Сычев
Поляки и во времена социалистической ориентации имели внушительный танковый кулак. В их арсенале, даже после недавней передачи части машин Украине, все еще насчитывается 972 танка. Это – советские Т-72, их лицензионный вариант польского производства PT-91 Twardy («Твердый»), а также немецкие Leopard 2.
В прошлом, в бытность членом Варшавского договора, Польша готовилась к реваншу с Германией, к которой до сих пор не испытывает добрых чувств. Сегодня, видимо, ускоренными темпами Варшава готовится к войне с Россией за восстановление Великой Польши в средневековых границах.
Американская компания General Dynamics Land Systems объявила о заключении контракта с Польшей на строительство 250 основных боевых танков M1A2 Abrams третьей версии. Стоимость контракта составляет 1,15 млрд долларов или 4,6 млн за танк.
Танковый контракт – лишь часть еще более крупной сделки с американскими оружейными компаниями стоимостью 6 млрд долларов. Варшава заказала 26 бронированных ремонтно-эвакуационных машин M88A2 Hercules, 17 объединенных штурмовых мостов M1110, 776 танковых пулеметов и около 33 тыс. снарядов для танковых пушек. Сделка также включает артиллерийскую ракетную систему залпового огня M142 HIMARS. Помимо этого, Польша заказала 32 истребителя F-35А.
Танки Abrams поступят в Первую варшавскую бронетанковую бригаду, входящую в состав недавно сформированной 18-й механизированной дивизии. Первые машины поступят в 2025 году, а до тех пор польские танкисты будут тренироваться на 28 Abrams, которые уже находятся в распоряжении учебного центра.
M1A2 SEPv3 – это самая свежая версия основного боевого танка Abrams, который американцы модернизируют уже 40 лет. На третьей версии установлена более мощная 120-миллиметровая пушка, применена броня с добавлением обедненного урана, дистанционно управляемые пулеметы CROWS-LP, инфракрасные прицелы третьего поколения, цифровое командное, управляющее и коммуникационное оборудование и программное обеспечение, а также новая система Ammunition Data Link. Она дает возможность использовать программируемые боеприпасы.
Эта сделка последовала за еще более крупным контрактом с Южной Кореей на сумму 14,5 млрд долларов, все процедуры оформления которого завершены несколько дней назад. Сеул поставит Варшаве 980 танков K2 Black Panther («Черная пантера»), 648 самоходных гаубиц K-9 Krab и 48 усовершенствованных учебно-тренировочных истребителей FA-50, на которых также можно летать на боевые задания.
Из Южной Кореи Польша импортирует 180 танков, а остальные 800 будет собирать на своем заводе. Такой танк получит название Wilk ("Волк").
Компания Hyundai продаст танки К2 в польском варианте – на нем будут произведены некоторые изменения. Южнокорейский танк, как и американский Abrams, вооружен 120-миллиметровой пушкой, однако ствол немного длиннее, чтобы обеспечить большую дульную скорость. Орудие обслуживается автоматической системой заряжания, что позволяет сократить экипаж до трех человек. «Черная пантера» хорошо бронирован и оснащен корейской системой активной защиты, предназначенной для перехвата подлетающих ракет и противотанковых снарядов. Танк весит 55 тонн. Американский M1 Abrams, для сравнения, — 68 тонн.
В конце этого года первые 10 танков K2 отправятся в часть, расположенную в Моронге, 24 гаубицы K9 – в артиллерийский полк в Венгожево, а новые легкие истребители FA-50 будут базироваться на авиабазе в Миньск-Мазовецки, где пока еще находятся МиГ-29 советского производства.
В 2030-х годах Польша будет иметь больше танков, чем Великобритания, Германия, Франция, Нидерланды, Бельгия и Италия вместе взятые. Армия США имеет на своем счету более 6 тыс. танков, около половины из которых находятся в строю. Китайский арсенал достигает 5,8 тыс. танков.
Между тем, польские чиновники все еще не отказались от идеи получить от Германии партию танков Leopard 2. В ходе предварительных переговоров звучала идея, что таким образом Берлин компенсирует Варшаве часть техники, переданной Украине. Но сделка забуксовала. Видимо, Берлин беспокоит появление у себя на границе столь мощной армии, в которой в скором времени будут служить 300 тыс. человек, и на модернизацию которой Польша тратит почти в два раза больше, чем более состоятельная Германия.