«Андрей Мягков был талантливым художником.
У него есть потрясающие портреты Ефремова, Волчек, Аси Вознесенской, его жены.
Портрет Горбачева он написал в августе 1991-го, в те смутные дни, когда нам по телевизору трое суток показывали одно Лебединое озеро. С редким перерывом на новости от самих лебедей.
Обозначил Андрей свою работу так (цитирую автора):
«Иисус Христос, кровью своею троекратно отмечая, благословляет героя на спасение Земли от неотвратимо грядущей опасности, если не сказать – гибели».
Андрюша и тогда думал так, и всегда думал так. Спустя год, на 65-летие Олега Ефремова, которое отмечалось во МХАТе, пришел Михаил Сергеевич с Раисой Максимовной.
Надо сказать, что театр искренне любил эту пару - Горбачев обожал Ефремова, не пропускал ни одной его премьеры, тепло относился к актерам, был прост, остроумен, образован. Отлично разбирался в живописи… После августовских событий их все хотели как-то поддержать, утешить, сказать что-то ласковое. На юбилее Ася Вознесенская похвасталась Раисе Максимовне, какой гениальный портрет написал ее муж. Ия Саввина подтвердила.
Через некоторое время Андрей уже вез картину в подарок на квартиру Горбачевым... Мхатовская пауза отдыхает по сравнению с той, что повисла, когда экс-президент увидел себя на портрете. Он просто окаменел.
- Это что же… Бог шельму метит - так, что ли?
- Да что вы, Михаил Сергеевич!... – расстроился Андрей.
- Как что… - перебил Горбачев. - Я же - вижу!
...Горбачев обнял Андрея и поцеловал. А портрет повесил у себя дома на видном месте. Вероятно, в эти дни прощания будет много сказано вслед последнему Генсеку ЦК КПСС. Много правильного и много лишнего.
А для меня весь он - в этом портрете Андрея. Трагический, роковой. Помеченный. Да придёт на вас вся кровь праведная, пролитая на земле... (Евангелие от Матфея, 23, 33-36)».