Иван Зубов
Один из забавных обрядов в христианской церкви – это процедура «изгнания бесов», ставшая в последнее время самым настоящим хитом: поглазеть на это зрелище собираются толпы народа, фотографии и видеосюжеты на эту тему массово расходятся по Сети и по сути являют собой процедуру магическую, не имеющую ничего общего с учением Христа. Неудивительно поэтому, что РПЦ озаботилась этой проблемой.
Три года назад Комиссия по богословию Русской православной церкви начала работу над документом, который регламентирует практику «изгнания бесов», или экзорцизма. Весной 2021 года эту, надо понимать ответственнейшую и тщательнейшую работу, анонсировали РИА «Новости». Глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион заявил тогда, что соответствующий документ уже подготовлен: «Практика экзорцизма существует не во всех поместных церквах. Документ содержит историю этой практики, восходящей к апостольским временам, и предложения по ее унификации и регламентации…»
Однако только в конце прошлой недели на официальном сайте РПЦ этот документ был, наконец, обнародован, и то, только для обсуждения «всеми желающими». Это своего рода семистраничный регламент того, как именно нужно заниматься экзорцизмом.
В числе прочего там сказано: «Церковь рассматривает одержимость злыми духами как особое состояние, которое по различным причинам, может быть попущено Богом. Без попущения Божия беснование, как и любые телесные и душевные немощи, не может прикоснуться к человеку…»
Но самое любопытное состоит в том, что после принятия этого регламента брать деньги за изгнания из одержимого бесов священникам запрещено:
«Злоупотребления совершающих в основном связаны с самочинным образом его исполнения, а иногда также и корыстными мотивами. В некоторых случаях при совершении чина экзорцизма болящие подвергаются унижению или психологическому насилию, что недопустимо. К злоупотреблениям этого вида относятся массовые «отчитки» с привлечением посторонних «зрителей», а также фото- и видеофиксацией с последующим публичным распространением записей и фотографий. (…)
Совершителем чина экзорцизма может быть только епископ или священник, получивший на это благословение правящего архиерея.
Ни экзорцист, ни его священноначалие (игумен монастыря и др.) не должны ожидать мзды за совершение чина…»
Более того, священникам придётся еще и изучить основы психиатрии, поскольку изгонять бесов они смогут «только в случае бесовской одержимости», а не у психических больных:
«Экзорцизм применяется только в случае бесовской одержимости. Необходимо отличать беснование от психического заболевания, психического расстройства и нездоровой религиозности.
Экзорцизм не должен применятся в случаях психических расстройств и заболеваний. (…) В случае диагностированного психического заболевания христианин может и должен проходить лечение у профильных специалистов. В связи с этим священнослужителям рекомендуется ознакомление с основами психиатрии, чтобы при очевидной необходимости они могли направить нуждающегося в помощи прихожанина на консультацию к врачу-психиатру.
Недопустимо совершение чина экзорцизма над людьми, которые симулируют беснование и не являются одержимыми в действительности…»
Впрочем, все эти регламентации в России, как известно, отнюдь не отменяют злоупотреблений, просто услуги священников по «изгнанию бесов» станут несколько дороже…