Юрий Воронин
Верховный главнокомандующий РФ В.В.Путин в речи на открытии форума «Армия-2022» в парке «Патриот» 15 августа 2022 г. еще раз подтвердил, что специальная военная операция (СВО) на Украине будет доведена до своего логического завершения по тем задачам, которые были озвучены 24 февраля, в день начала СВО.
Между тем 180 дней спецоперации показали, что политико-экономическая ситуация в стране не просто усложняется, а все более и более заходит в тупик.
Объем военной помощи, которую Соединенные Штаты выделили Украине, по заявлению госсекретаря Энтони Блинкена, уже превысил 10,5 млрд долларов. Недавно президент США Байден распорядился выделить дополнительную военную помощь Украине еще 775 млн долларов. Пакет включает в том числе боеприпасы для РСЗО HIMARS, 16 гаубиц, 1 тыс. противотанковых ракет Javelin, 15 беспилотников ScanEagle для разведки, 40 бронемашин с усиленной противоминной защитой (MRAP), противорадиолокационные ракеты HARM, 1,5 тыс. противотанковых ракетных комплексов TOW, средства разминирования и военные автомобили Hummer.
Не следует забывать, что у официального Вашингтона слишком много рычагов воздействия на российскую элиту, многие из которых сильно заражены прозападным системно-либеральным мировоззрением, как подчеркнул В.Путин, на «так называемую пятую колонну, на тех, кто зарабатывает деньги здесь, у нас, а живёт там, и «живёт»….. по своему рабскому сознанию».
Североантлантический альянс также прагматичен. Вооружая ВСУ, оценивая риски столкновения с Россией, НАТО пока не втягивается в открытую войну с ней.
С геополитических позиций для Вашингтона просто находка, что Украина активно воюет с Россией, ослабляя её военный и экономический потенциал. Уничтожить Россию экономически и привести её к распаду как было сделано с СССР - такова главная геополитическая цель США и коллективного Запада. А Украина просто используется как таран, которым пробивают стены России.
Политическое руководство России, убаюконное «горе-специалистами» на быстрое завершение спецоперации, упустило мощный санкционный удар Запада по российской экономике и ее финансовой системе, не протестировала заблаговременно, как это делает сейчас Китай, наиболее узкие места народнохозяйственного комплекса на случай усложнения военно-политической и экономической ситуации. Поэтому главный удар США и коллективный Запад наносят по экономическому полю, финансовому потенциалу России: санкционная атака нацелена на изоляцию российской экономики от мировой, обрушение ее, а следом за этим - разрушение и политической системы, расчленив Россию. Блокирование 350 млрд долларов валютных резервов, втягивание Россию в экономическую войну привело в шоковую растерянность. Это оказалось для России настоящим экономическим Перл-Харбором.
Даже для большинства руководителей страны, ответственных за экономический блок, за финансовое состояние государства, за собственность Российской Федерации СВО стала неожиданностью. Никто и не предполагал масштабов экономической атаки коллективного Запада на отечественный народнохозяйственный комплекс.
Правительство бросилось лихорадочно затыкать пробоины в российской экономике, пытаясь сформировать в рамках ущербной действующей неолиберально-рыночной модели более-менее устойчивую в данных условиях систему управления. Четкого комплексного плана антикризисных мер с учетом санкционного давления коллективного Запада на экономику России у правительства, к сожалению, до сих пор нет. Зато есть внутреннее согласие с падением в 2022 году ВВП и промышленного производства примерно до 10% , возможному выходу из кризиса к концу 2025 года, маниловский прогноз развития автопрома до 2035 года, сценарии развития макроэкономического развития глобального кризиса в России ЦБ России на три года. Правда, как свидетельствует тридцатилетний опыт «реформирования» в России, даже эти заниженные потуги без смены социально-экономического курса не приведут качественному экономическому росту.[1]
Одна из принципиальных ошибок политического руководства России заключается в том, что оно постоянно упускает время. Время было потеряно в 2014 году, когда наряду с Крымом референдум о вхождении в состав Российской Федерации провели ДНР и ЛНР. Следили за ситуацией Харьковская, Запорожская, Одесская и другие области Украины также были готовы провести референдумы.
Но решительного шага со стороны России сделано не было. За восемь лет Киев не только создал новую сильную армию, но и значительно укрепил свой военно-промышленный потенциал а также радикально промыл мозги населению Украины, что русские, другие братские народы России превратились в оккупанты и цветы, которыми украинцы хотели встречать русских в 2014 году, к 2022 году завяли.
При этом особо подчеркну, что сознательно убрав коммунистическую идеологию власти способствовали тому, что ее место занял разрушительный национализм политических элит не только на Украине, но и в других республиках бывшего Советского Союза
В нынешней сложной ситуации мы опять упускаем время, которое работает против нас. Российские «эффективные менеджеры» никак не могут понять, что страна имеет дело не с военно-политическим потенциалом Украины, а с военно-политическим потенциалом коллективного Запада и санкции будут сказываться все сильнее и сильнее – ни завтра, ни послезавтра Запад под эгидой США от санкций не отойдет. И это нужно предвидеть и заранее реагировать, как это делает Китай, чего, к сожалению, пока в России не делается.
Мне уже приходилось обосновывать, что в условиях современных глобальных и жестких вызовов, чтобы Россия сохранилась как суверенное государство, как единая территория, как единый многонациональный народ, объективно необходим переход на мобилизационную модель развития в идеологической, внешнеполитической, военной и экономической сферах, формируемых на планово–рыночной основе с упором на государственное регулирование народно хозяйственного комплекса и особенно стратегических отраслей промышленности.
Реализация мобилизационной модели позволила Советскому Союзу не только полностью восстановить к 1949 году разрушенное войной народное хозяйство, но вырваться и в экономике и научно-технической сферах – атомной энергетике, космонавтике - в мировые лидеры.
Подчеркну особо – мобилизационную модель опирается на использовании внутренних ресурсов в государственных и частных секторах экономики в период тотальной санкционной блокады со стороны Запада, которые в особых условиях могут быть срочно задействованы для повышения национальной безопасности страны. Для формирования соответствующей правовой базы мобилизационной модели следует прежде всего обновить Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [2] с учетом нынешней обстановки.
Мобилизационная модель, подкрепленная соответствующей правовой базой, открывает широкие возможности для политического руководства страны.
Приведем пример. Одной из весомых причин замедления темпов СВО - нехватка человеческих ресурсов у вооруженных сил РФ, принимающих участие в спецоперации. Безусловно, при использовании нашей армией военной техники повышенной мощности и нового качества, о которых говорил верховный главнокомандующий на форуме «Армия-2022», численное преимущество не играла бы такую негативную роль. Но когда бои ведутся артиллерией, танками и вооружением фактически советского периода, численное превосходство ВСУ существенно сдерживает продвижение российской армии.
Следовательно, в новых военно-политических условиях, на основе обновленного Федерального закона политическое руководство страны, подготовив почву, подняв градус патриотизма, вполне правомерно может провести частичную мобилизацию для пополнения воинских частей, принимающих участие в ВСО в Украине.
Подчеркну еще один важный аспект. Известный американский политолог, профессор Чикагского университета Джон Миршаймер считает, что позиция, избранная Западом на затягивание конфликта на Украине, грозит эскалацией, в которую могут быть втянуты США. Эксперт считает, что поражение украинской армии и решительная победа России для Вашингтона просто недопустимы. При таком развитии событий Америке, видимо, придется вмешаться напрямую, что может привести к искушению задействовать для помощи Украине специальные возможности США, хоть и в ограниченном объеме. Хотя еще в апреле 2022 года глава Минобороны США Ллойд Остин уверял общественность, что ни Соединенные Штаты, ни НАТО не будут вмешиваться в конфликт на Украине.
Вывод напрашивается сам собой: обеспечение Украины оружием, финансовыми ресурсами, объем глобальных санкций, новая стратегия США на Украине имеют все признаки тотальной войны против России. Для России – это уже не просто специальная военная операция, а качественно другой формат.
Но даже если Россия и выиграет в спецоперации на Украине, если будет достигнут какой то компромисс, даже если оставшаяся Украина будет нейтральна все равно, как обосновывают зарубежные эксперты, война против России продолжится – война экономическая. И это аспект должен был учтен еще вчера. Между тем и он пока российскими «эффективными менеджерами» не учитывается.
Анализ свидетельствует, что за 30 лет российского «реформирования» по рецептам «Вашингтонского консенсуса» и под эгидой МВФ, когда главным критерием развития стало «делать деньги», достижение сверхприбыли любой ценой, экономика отстала от уровня РСФСР и развитых стран мира.
В России в среднем сегодня используется лишь 8-10% инновационных идей и «новых» технологичных продуктов, причем в основном старого технологического уклада. Страна утратила почти все сектора мирового рынка высокотехнологической продукции, на которых ранее доминировала.
Сельскохозяйственное производство промышленного типа сегодня практически полностью разрушено. Ныне село – это самая высокая безработица, самые низкие зарплаты, самая высокая смертность, низкий уровень культуры, медицины и т.д.
По заработной плате в реальном исчислении россияне не вышли на уровень 1990 года, то есть отстали от самих себя на 30 лет. А по интегральному показателю качества жизни, которым является средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мы находимся на уровне 1960 года - отстали от самих себя на 60 лет.
Отсюда вытекает следующий важный политико-экономический вывод: в сложнейших условиях военно-политической войны, финансово-экономических санкций, объявленных против России коллективным Западом, Россия сможет выжить только при смене нынешнего ущербного социально-экономического курса и формировании идеологии, понятной всем гражданам страны.
Нами уже обосновывалось, что исходя из динамики развития общественно-экономических формаций, позитивного опыта Советского Союза, мирового опыта Японии, Швеции, Южной Кореи и особенно Китая, наиболее приемлемой для Российской Федерации могла бы быть модель политико-экономического развития, опирающаяся на государственный планово-рыночный механизм, формирующий социально справедливое общество социалистического типа
Прежде всего необходима безусловная ликвидация тех механизмов, которые были запущены в 1990-е годы, восстановление управляемости экономикой на научной основе, формирование нового облика, конфигурации российской экономики. Речь идет о сломе старой модели экономики, именно о сломе, как этого требует тотальная санкционная война и нынешнее социально-экономическое положение России. И это можно сделать в рамках построения новой модели социально-экономического и политического развития - мобилизационной модели, сформировав на короткий период – 3-5 лет мобилизационную экономику.
В рамках мобэкономики предлагается срочная разработка комплексной программы антисанкционных мер, формирование не столько процесса восстановления, сколько ускоренного развития народнохозяйственной базы замкнутого цикла на основе высокого уровня импортозамещения, минимизируя негативное внешнеэкономическое воздействие на отечественную экономику.
Первоочередные качественные составляющие мобилизационной экономики нами публиковывались (См.: «Новые Известия», 01.03.2022г.). Определены направления финансового обеспечения для инвестиционного рывка, вовлечение в российскую экономику финансовых ресурсов для выведения экономики как минимум на 10% прирост экономической активности.
Формирование и реализация мобилизационной модели будет самым чувствительным ответом для США и коллективного Запада.
Воронин Ю.М.- доктор экономических наук, профессор, заместитель Председателя Совета министров Татарской АССР - Председатель Госплана ТАССР; Первый заместитель Председателя Верховного Совета РФ; депутат Государственной Думы (второго созыва); аудитор Счетной палаты РФ
[1] См.:Анисимов А.Н., Воронин Ю.М., Лабзунов П.П. и др. России нужна другая модель развития. М., 2014.
[2] См.: О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ. С изменениями и дополнениями от: 16 июля 1998 г., 5 августа 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 2 февраля, 25 октября 2006 г., 9 марта 2010 г., 30 декабря 2012 г., 5 апреля 2013 г., 28 декабря 2016 г., 22 февраля 2017 г.