Posted 18 августа 2022, 09:45
Published 18 августа 2022, 09:45
Modified 7 марта, 12:02
Updated 7 марта, 12:02
Иван Зубов
Как стало ясно еще в феврале, в Москве установят памятник лидеру кубинской революции Фиделю Кастро. 3-метровая бронзовая фигура работы скульптора Алексей Чебаненко стоимостью около 20 миллионов рублей встанет в районе Песчаных улиц на Соколе.
Этот акция будет приурочена к 60-летию визита Кастро в СССР. Он прибыл в Страну Советов в конце апреля 1963 и путешествовал 38 дней. По свидетельству очевидцев, Фидель был невероятно популярен в народе:
«На Украине он просто ткнул в карту – везите меня туда. Ну и привезли… в какое-то село около Киева (на фото). Фидель остановил машину у свинофермы, перемахнул через заборчик и направился к свинарке. Поговорили о работе… а потом: «А пошли, Маша (так звали женщину), посмотрим твой дом, угостишь чем-нибудь?»
В хате колхозница достала хлеб, моченые яблоки, яйца, сало, картошку. Борщ вчерашний из печи. Смущаясь начальников, все не решалась доставать самогон, но уговорили… Беседа стала задушевной. Фидель сиял: «Мне не надо ваших сухих докладов по экономике. Я счастлив увидеть, что самые простые люди живут сыто и в достатке». В конце этого визита Фидель заявил о вечном нерушимом братстве Кубы и СССР…»
Впрочем, дружба продлилась не очень долго и к концу СССР исчезла как ни бывало, а потому в социальных сетях царит редкое единогласие: зачем Москве памятник Фиделю?
- Горячие поклонники кубинской революции, которые рассказывают нам, как здорово живётся на Кубе и как отлично там налажена, например, медицина, отчего-то предпочитают не переезжать на Кубу. Нужен ли Москве еще один памятник иностранному коммунисту и революционеру? Для меня ответ "нет" более чем очевиден. Что товарищ Фидель сделал именно для Москвы? Чем он нам ценен? Тем, что выпивал в Подмосковье с товарищем Брежневым на охоте?
- Его ставят за государственные деньги, на секундочку. При этом в городе нет памятника Ивану III, при котором был построен Кремль в его современном виде, а также Успенский собор, в котором венчались все цари. Нет в Москве и памятника Александру III. Был в начале века, но большевики уничтожили.
То, кому ставят памятники в стране - это важнейший показатель идеологического вектора. Мы все еще продолжаем болтаться между февралем (Сахаровым) и октябрем (Кастро) 1917 года. И пока мы не выйдем за пределы этого унизительного идеологического загона, ничего не изменится.
А вот московский искусствовед Галина Ельшевская, которая будет иметь сомнительное удовольствие наблюдать Фиделя из окна своей квартиры каждый день, обратила внимание на другой аспект:
«Вот на этом месте через несколько, видимо, дней, появится бородатый истукан, звать Фидель. Который, что особенно забавно, при жизни успел повелеть, чтобы памятники ему не ставили и имя в топонимике не употребляли. Но московское правительство его, как оказалось, очень любит, а сила любви, ясное дело, способна смести любые препятствия; «любовь побеждает смерть», сказал известно кто.
Тут еще интересно, как эта великая стройка, за ходом каковой я каждый день наблюдаю с балкона, начиналась. А начиналась она буквально с иллюстрации старого тезиса «слово есть, а жопы нет». То есть сперва появилась на карте «площадь Фиделя Кастро» -- название без всякой площади, потому что вот этот эллипс разделительной полосы, где весной цветочки высаживали, на роль площади ну никак не тянул. Стали приводить в соответствие; надо полагать, хотели успеть ко дню рождения персонажа, но не вышло, хотя рабочие, которым даже сортир на площадке не поставили (и на этом месте меня сносит с иронического тона), вкалывали с раннего утра до позднего вечера. Ну вот, постамент уже стоит, рулонный газон расстилается, -- дело дней. «Слышишь чеканный шаг? Это идут барбудос».
Смешно еще, что к памятнику нельзя будет подойти – справа поток машин, и слева тоже. То есть, как, если кто помнит, к Дзержинскому на Лубянке: ни тебе цветочки положить, ни сапог лизнуть, -- неприкасаемый. По поводу неприкасаемых идолищ у меня что-то культурологическое в голове, конечно, вертится, но разворачивать не стану, и так уже много написала…»
Остается только напомнить московским культурным чиновникам, что памятника Фиделю Кастро нет даже на самой Кубе. Впрочем, их это обстоятельство вряд ли остановит.