Posted 11 августа 2022,, 11:14
Published 11 августа 2022,, 11:14
Modified 25 декабря 2022,, 18:58
Updated 25 декабря 2022,, 18:58
Интересная дискуссия развернулась в экспертном сообществе вокруг данных ЦБ РФ о платежном балансе - за январь—июль 2022 года. Профицит текущего счета (сальдо внешних торговых и финансовых операций России) за семь месяцев достиг $166,6 млрд, а торговли товарами и услугами — $192,4 млрд. То есть в 3,3 и 2,5 раза больше показателей 2021 года соответственно.
Исходя из этих же оценок, в июле 2022 года в РФ профицит текущего счета составил $28,1 млрд, а внешней торговли — $33,9 млрд, продолжая устанавливать новые рекорды, причем уже неожиданные.
То есть экспортеры РФ очень много зарабатывают, а импортеры очень мало тратят.
«Но цифры какие-то запредельные» - пишет экономист Дмитрий Прокофьев и пытается выяснить, причины этого:
Первое. Официальная позиция ЦБ РФ: «Динамика текущего счета платежного баланса определялась расширением положительного сальдо совокупного баланса товаров и услуг в результате значительного роста стоимостного объема экспорта товаров и снижения стоимости товарного импорта». В переводе на русский – экспорт подорожал, и импорт подешевел – вот и деньги.
Второе. Его высказал канал «Твердые цифры» - поступления от экспорта возросли – это правда, но импорт не подорожал – его просто нет. Вернее, официальная информация есть только по Китаю – импорт оттуда вырос, на 22%, но по другим странам информации нет, а то, не сомневайтесь, об этом бы написали.
Третье. Озвучено аналитиками канала MMI. – что-то не так с цифрами. «С учетом того, что экспорт газа в Европу практически прекратился; экспорт нефти как минимум не растет; экспорт прочих товаров сокращается (металлурги, лесопилки, золото); цены на мировых товарных рынках корректируются вниз; импорт демонстрирует легкие признаки восстановления (прежде всего в части потребительских товаров), совершенно непонятно, откуда могли взяться столь высокие показатели профицита».
Возможно, пишет MMI дело в том, что «ЦБ пересмотрел данные за полугодие. Иначе объяснить эти цифры сложно. Да и USD при таком профиците должен был бы быть ниже 50, а не выше 60.»
Дело в том, что власти РФ представляют себе экономику как «бассейн с четырьмя трубами» – по одной «трубе» вытекают ресурсы, по другой «трубе»– втекают деньги, по третьей «трубе»– деньги вытекают обратно – туда, откуда по четвертой «трубе» - втекают товары. Искусство управления такой экономикой, по мысли начальства заключается в том, чтобы уровень денег в этом бассейне каждый момент времени был на возможном максимуме. Регулировать этот уровень можно, увеличивая объёмы «вытекания ресурсов», и уменьшая уровень «втекания товаров». И если над ценой вытекающих ресурсов начальство не властно, то на скорость втекания товаров – вполне.
Статистика честно фиксирует, что «норма сбережений» (та часть в располагаемом доходе, которую люди откладывают на всякий случай) во 2-м квартале 2022 года составила 11,7% - примерно так, как в «кризисные» 2015-17 гг, когда она колебалась в интервале от 10 до 13%. В «обычные годы» россияне сберегают на «черный день» примерно 5-6% доходов.
Увеличение нормы сбережений в два раза – это много. Там, где люди откладывали каждый 20-й рубль, они теперь откладывают каждый 10-й. И это с учетом того, что свободных денег у людей вообще стало меньше.
При этом ЦБ РФ не устает напоминать, что «сберегательная модель потребления» не есть хорошо для «структурной трансформации экономики» – российские предприятия никак не могут получить с людей ожидаемые сверхдоходы на рынке, расчищенном от иностранных конкурентов.
Правда, основной импорт в РФ – это все-таки машины и оборудование, но они оказались под ограничениями.
Поэтому «общий импорт и просел – «производственный» не продают, а «потребительский» - не покупают. Ситуация похожа на классическое – «пришла в магазин, денег много, а купить нечего». Но наличие денег при таком устройстве экономики для ее хозяев – важнее, чем наличие товаров. Поэтому ЦБ РФ посылает все сигнал – все нормально, деньги есть!