Иван Зубов
Еще в 2016 году влиятельный немецкий журнал Spiegel опубликовал материал, в котором утверждалось, что «Москва стала европейским городом вопреки воле Кремля:
«Антизападный курс Кремля не помешал Москве стать современной европейской столицей, пишет Der Spiegel. Городом больше не правят преступники, новые русские и карьеристы, отметили авторы статьи. Она перестала быть местом, где у человека без денег и связей нет никаких перспектив. Характер Москвы изменился, и она стала тем, чем не была никогда: городом для граждан.
Прошло шесть лет, а Москва все не устает радовать. Вот к примеру, что написал на днях в своем блоге политолог Константин Калачев:
«Почитаешь некоторых - в Мордоре живем.
Прогуляешься с коляской от проспекта Мира, где мы живем, через Парк Яуза и Сад Будущего на ВДНХ, через ВДНХ в Ботанический сад, оттуда в парк Останкино, из Останкино домой на 17 трамвае - нет, не Мордор.
Вполне европейский город, где можно и арию Ленского в Зеленом театре послушать, и апероль-спритц выпить на берегу живописного пруда в кафе «Всё лень», и хинкали грузинские в «Свадьбе соек» съесть, и на цветы полюбоваться, и белок в парке встретить, и на самокате детям покататься, и черепах в Яузе увидеть, и просто позагорать.
Детские площадки почти везде новые, заведения общепита не пустуют, на спортивных площадках не протолкнуться, население рассекает на велосипедах и самокатах, во «Вкусно и точка» очередь, на газонах загорающие в бикини.
Москва этим летом живет безотносительно к СВО, санкциям, зажиму свободы, гонениям на инакомыслящих, отсутствию иностранных туристов, проблемам с Шенгеном, уходом иностранных компаний. С летом точно повезло, тепло и солнечно. Горожане ушли в частную жизнь, отгородились от плохих новостей. Власти города изо всех сил поддерживают «нормальность». Не знаю, как у других, а моё отношение к Собянину в этом году улучшилось…»
Многочисленные комментаторы разделились в такой оценке российской столицы. Одни утверждают, что по сравнению с Москвой все остальные столицы мира выглядя «провинциально»:
- Проехал практически всё столицы Европы. Сравнил бы Москву с Парижем и Лондоном. Возможно, Москва покруче них в чем-то, в чем-то проигрывает. Но, Брюссель, Берлин и т. д. по сравнению с Москвой провинциальные города.
- Версия «Москва высасывает соки из России» сильно устарела. Теперь уже верно обратное: Москва питает соками Россию! Посмотрите структуру доходов Московского бюджета: она радикально изменилась за 15 лет, город из реципиента стал генератором доходов. Что полностью соответствует глобальному тренды на концентрацию людей и денег в узловых точках и опустынивание и деградацию оставшейся территории.
Однако у этой точки зрения нашлось и немало противников. К примеру, известный историк Иван Курилла, уроженец Волгограда, он сегодня живет и работает в Петербурге:
«Читаю очередное удивление быстрым развитием Москвы. Там в самом деле какими-то невиданными темпами строят не только жилье, но и транспортную инфраструктуру. Я тоже, в каждый приезд в столицу, вижу на схеме новые станции метро и всяких дополнительных "колец" и "диаметров". У любого нестоличного жителя это вызывает смешанные чувства и воспоминание о десятилетиями не ремонтировавшихся дорогах в родном городе (а у петербуржца, например, - о своем многострадальном метрострое, где за десять лет едва открыли четыре станции, одна из которых не используется).»
Но дело не только в том, что Москва «жирует» за чужой счет, а в гораздо более существенных вещах:
- Напомните, в каком европейском городе автозаки постоянно стоят у станций метро, а за фото попы в трусах на фоне церкви - выписывают, если повезёт, штрафы. В каком европейском городе для поворота налево надо проехать четыре (sic!) светофора вместо одного кольца? В каком городе камеры висят каждые двести метров? Где задерживают активистов в метро «просто потому, что вы у нас похожи на ориентировку, ой, нет, но все равно пройдемте… Европейский, ага. Имперский - да. Но даже на азиатский тянет с трудом, слишком много казармы.
- Съездил вчера по делам на Охотный. Ясен пень - в метро, чтобы не париться с парковкой. Европейский город? Ну, да... Европейский город в ожидании нашествия гуннов или марсиан. Вышел из здания бывшей гостиницы Москва в сторону Театральной и увидел за металлическими оградками толпы бравых парней в камуфляже «Город». При этом никаких признаков народных волнений или массовых гуляний. Я вспомнил в какой столице я видел такое количество силовиков при отсутствии явных признаков чрезвычайной ситуации. В Дели. В Стамбуле тоже видел, но гораздо в меньших количествах. Дели - это Европа?
- Понимаете, ну это как с Думой - есть здание парламента и есть люди, которые называются депутатами, но от этого парламентом Дума все-таки не становится. Ну вот построили город по европейскому образцу с площадями и пространствами, что делают люди в Европе на площадях - пьют, танцуют, потягивают пиво, дымят сигаретками; но в Москве все это нельзя, поэтому и дежурят повсюду автобусы с полицией.
Тот же Иван Курилла идет в своих рассуждениях еще дальше и задается немаловажном вопросом о скором будущем Москвы:
«Все это изобилие питается столичностью Москвы. Такое количество жилья и инфраструктуры может оказаться невозможно поддерживать в случае утраты Москвой возможности собирать налоги со всей России, утраты привлекательности московской жизни для амбициозных провинциалов.
Примеров тому много. Тот же Санкт-Петербург и сегодня (с Газпромом и Конституционным судом) не может поддерживать в парадном состоянии все наследство, оставленное ему последними десятилетиями Российской Империи: утрата столичного статуса привела к падению доходов города и его жителей, - и вот даже в первой четверти XXI века в городе "много заброшенных дворцов" (это я цитирую без указания авторства).
Можно вспомнить и более далекую историю, - золотоордынские столицы на Нижней Волге процветали, пока Орда была сильна и контролировала значительную часть Евразии. Поход Тамерлана нанес удар по их благосостоянию, но именно крах Орды не оставил от крупнейших городов Европы XIII-XIV веков ничего, кроме полей черепицы в степи над Ахтубой.
Россия вступила в кризис, выход из которого пока не виден. Однако в нескольких - разных - вариантах к концу этого кризиса Москва не удержит контроль над тем же объемом финансовых потоков и тем же количеством жителей, что сегодня. Как будет выглядеть строящаяся сегодня инфраструктура в этом будущем?»
И то же находит поддержку у своих читателей:
- Я с ужасом смотрю на расплодившиеся в Москве электробусы: их обслуживание в несколько раз дороже обычного городского транспорта, они во многом на импортных деталях - и, боюсь, скоро Москве придётся покупать списанные автобусы (только не в Польше, как раньше, а в Киргизии или Китае) и выпускать их на улицы вместо этих красивых и дорогих игрушек.
- Кроме транспортной инфраструктуры, еще есть социальная - поликлиники, больницы, школы, детские сады. Так вот ее почти не строят. Коммуникации новостроек часто подключают к старым сетям. Качество домов тоже ужасное. При строительстве не учитывается сложное геологическое состояние Москвы. Да и денег на покупку этого жилья у многих нет, предложение превышает спрос, много новых домов стоят пустыми или полупустыми. В общем, все это строится не для жизни, а для взяток чиновникам. Я москвичка и смотрю на собянинский строительный бум с ужасом.
- Модель развития Москвы - это и есть лицо того самого капитализма из Незнайки на Луне. Из города делают один большой турецкий отель all inclusive