Эксперты отмечают, что на фоне общего улучшения потребительских ожиданий, ситуация на автомобильном рынке выглядит более чем удручающей. Не секрет, поэтому, что активно оживляется рынок подержанных автомобилей, объявлений о продаже б/ушных машин стало больше на 40%. Скоро старые российские машины вообще станут на вес золота — в них хотя бы будут подушки безопасности.
За первое полугодие, по оценке «Коммерсанта», россияне купили 2,17 млн подержанных легковых авто, что более чем на 20% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом по сравнению с маем 2022 года продажи б/у машин в июне выросли на 8% (но в мае первые десять дней страна не работает). При этом в первый месяц лета объем рынка легковых автомобилей с пробегом упал на 32% - было продано по данным «Автостата» 353 тыс. автомобилей. Самой популярной из российских марок в этом месяце была Lada (было куплено почти 90 тыс. подержанных машин), из иномарок — Toyota (38,5 тыс.).
Такое падение уже нельзя объяснить дефицитом машин, как на рынке новых авто, считает журналист Павел Пряников. Вряд ли так сильно упали и доходы россиян. Скорее, в ситуацию включился психологический фактор. Одни автомобилисты поняли, что новых машин долго не будет, и решили продлить срок эксплуатации своих авто. Другие осознали, что на фоне дефицита предложения цены будут только расти, и «время сейчас – деньги» - через год подержанную машину можно будет продать в полтора, а то и в два раза дороже.
Однако, как оказалось и это не совсем так: есть более чем убедительные признаки того, что россияне стали массово распродавать свои машины. По данным сервиса CM-Expert, на трех ведущих классифайдах — Auto ru, «Авито» и «Дром» — сейчас выставлено более 1,2 млн уникальных предложений по продаже автомобилей с пробегом, что немного превышает уровень 2021 года и на 40% больше, чем в марте. По словам сотрудников центра по продаже автомобилей с пробегом «Рольфа», дилеры предлагают столько же машин, сколько и год назад, тогда как частники стали активнее выставлять автомобили на продажу. Эксперты уверены, что это оживление — вынужденное: «Главное отличие в том, что раньше нам практически все машины сдавали по трейд-ин, то есть их владельцы покупали новый автомобиль взамен старого». Теперь же клиенты вынуждены продавать машины из-за финансовых проблем или миграции