Posted 22 июля 2022,, 08:07

Published 22 июля 2022,, 08:07

Modified 7 марта, 12:03

Updated 7 марта, 12:03

Уроки Ганди. По поводу очередного «поворота на Восток»

22 июля 2022, 08:07
Михаил Блинкин
Опора на собственные духовно-нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции не сулит России ничего хорошего.

Запад мы не любим, точнее говоря, в очередной раз не любим. На повестке дня опора на «собственные духовно-нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции». Азия, одним словом…

Про Махатму Ганди не вспоминает только ленивый. Да и как не вспоминать «человека с паломническим посохом, в традиционных одеждах отшельника», который вот уже почти 40 лет тщетно пытается перейти Ломоносовский проспект. Отношение европейских интеллектуалов к этому философу-толстовцу и вдохновителю национально - освободительных движений сильно зависело от степени знакомства с предметом.

Взгляд ученого-гуманиста: «Мы признательны судьбе, подарившей нам столь блестящего современника, указывающего путь для грядущих поколений» (Альберт Эйнштейн).

Взгляд хорошо осведомленного политика: «…тревогу и отвращение внушает вид Ганди – мятежного юриста, ныне выступающего в качестве факира того типа, который широко распространен на Востоке, поднимающегося полуголым по ступеням дворца вице-короля с тем, чтобы … на равных вести переговоры с представителями короля-императора» (Уинстон Черчилль).

Взгляд писателя-современника, еще не вполне утрамбованного советской цензурой: «…в большом зале сидели кавказцы в черкесках, афганцы с чалмами в клеенчатых халатах, бухарцы в ярких тюбетейках, персы в фесках... Перс, сидевший в заднем ряду, выслушав доклад о последствиях экономического кризиса, любезно сказал молодому индийцу: «Очень приятно англичанина резать», – на что тот, приложив руку к губам, шепнул: «Очень». (Илья Эренбург, «Хулио Хуренито»).

Отмечу, что гандийский тип миропонимания реализуется у нас без должной цельности, что невольно приводит к некоторому снижению жанра. Ганди, как известно, оставил после своей кончины «две пары сандалий, очки, посох, постель на полу и стопку книг».

Про хана Сары-Кене не вспоминал никто. Да и памятник в Москве ему еще не поставили. Между тем, этому мифическому герою Олжаса Сулейменова принадлежит бесспорный приоритет на некоторые актуальные ныне политические идеи. В частности, вождь скифов первым озаботился проблемой защиты суверенного биоматериала и ввел соответствующие запреты: «… не отдавайте семени чужим, не делайте врагов себе подобными». Архаическая нерасчлененность PR-слогана и руководства к прямому действию привела к трагическим последствиям:

«Он мог бы жить в плену немало лет,

Ему в шатер водили царских дев,

Чтоб, семя скифское заполучив,

Мир покорить могли они, чужие.

И отвергал их, давший нам обет,

Кинжал подняв, отсек источник бед».

К счастью, «скифский» тип миропонимания, также как и гандийский, реализуется у нас без должной цельности.

Не берусь прогнозировать, как далеко зайдем в своём путешествии по Азии: step by step (англ: шаг за шагом), куда кривая вывезет, или же попросту, сразу до Пхеньяна. Напомню только назидание классика: «в Азии сапоги – первое, что крадут…». И от себя добавлю: маршальские сапоги, в отличие от «двух пар сандалий, очков и посоха» – с особенным азартом и удовольствием. Так что, если кому-то особенно дорого это специфическое имущество, то даже его лучше хранить на Западе.

"