Наталья Сейбиль
- Стоит ли ждать на курортах Крыма наплыва туристов, картинок пляжей, на которых яблоку негде упасть, то есть, ситуации, сопоставимой с сочинской?
- Как в Сочи, конечно, быть не может. Недостаток туристов ощущается значительный. До середины июля загрузка была в пределах 50%, сейчас картина вроде бы улучшается. Причиной тому является загруженность Краснодарского края, которая приводит к перетоку туристов с побережья Кубани на полуостров Крым.
- Чем вызван дисбаланс первой половины лета?
- Причина, по которой Кубань заполняется первой, понятна. Это – транспортная доступность Краснодарского края, которая значительно лучше, чем Крымская. До Сочи летают самолёты, оттуда люди добираются на электричках до ближайших курортов. Значительно больше железнодорожного сообщения, да и ехать на собственном автомобиле до краснодарских курортов намного ближе, чем до побережья Крыма. Эти факторы, несмотря на то, что авиасообщения не хватает не только в Крыму, но и на Кубани, привели к тому, что лучшая транспортная доступность сгладила проблему авиации в Краснодарском крае. Не скажу, что там совсем всё хорошо – Краснодарский край тоже не добирает туристов в пределах 15% - 20% по сравнению с прошлым годом. Такая ситуация по всем курортам, кроме Сочи. Крым же недобирает около 50%.
Последнюю неделю мы замечаем, что и Крым начинает наполняться. Я не думаю, что там будет наплыв такой же, как в Сочи. Это невозможно, но в целом ситуация второй части сезона несколько улучшится. Не стоит ждать чудес. Мы понимаем, что многие находятся в ожидании открытия аэропортов. Наши авиационные власти не закрывают авиационное сообщение «до горизонта», а продлевают закрытие на неделю. Поэтому многие люди, планировавшие отпуск, находились в ожидании, но теперь уже понимают, что надо каким-то образом ехать на собственном автомобильном транспорте. Власти Крыма сделали всё возможное и невозможное для того, чтобы убедить РЖД увеличить количество поездов. К сожалению, существуют значительные ограничения.
Хотя сделано всё возможное для того, чтобы увеличить количество поездов, из-за системных ограничений, связанных с возможностями транспортной сети, так как есть однополосные участки на территории Крыма, увеличить провозную способность за счёт количества поездов невозможно. Двигали расписание, прицепляли столько вагонов, сколько можно прицепить, но этого всё равно недостаточно, чтобы обеспечить доступность железнодорожных перевозок. Билетов по-прежнему не хватает. Декларируется, что купить билет можно, но мы с вами понимаем, что поехать семьёй в отпуск, это не то же самое, что одному человеку в командировку. Если ты едешь один, тебе одного места где-нибудь достаточно. Если едет семья, то разбросать её по всему составу – не решение. Так, чтобы семья спокойно выкупила купе и поехала – это практически неисполнимая роскошь.
- Пассажиры жалуются на невыносимые условия в поездах – в прицепных вагонах нет кондиционеров, нет воды, дикая жара, люди падают в обморок. Действительно ли так всё плохо? Сколько стоит билет, к примеру, Москва – Симферополь, сколько времени занимает поездка?
- Билет стоит относительно недорого, в пределах 5 – 8 тысяч рублей за место в купе, плацкарт – несколько дешевле. Цены очень доступные. Вопрос в наличии мест, которых не хватает. Комментировать эмоциональные отзывы я не готов, так как своего опыта у меня нет. Но знаю, что, конечно, удовольствие это ниже среднего, ведь поезд из Москвы до Симферополя едет 35 часов.
Проблема налицо. Основная надежда – на автомобилистов.
- Какова средняя стоимость недельного отдыха?
- Это всегда очень «средняя информация». Старт стоимости в частной гостинице, например в Феодосии, в начале июля на неделю на двоих составлял 4,5 тысячи рублей. Не в сутки, за неделю на двоих. За эту сумму в Феодосии недалеко от моря, в не бог весть какой гостиничке можно было прожить неделю вдвоём.
Если вы выбираете гостиницу «три звезды» с завтраками, на неделю минимальная стоимость составит около 15 тысяч рублей на двоих.
Можно, конечно, сколько угодно спорить, соответствуют ли эти «звезды» мировым стандартам качества, но эти гостиницы сертифицированы.
Недорогой отельчик, работающий по системе «всё включено» обойдётся вам в 35-50 тысяч.
Конечно, я называю стартовые цены в каждой категории.
Если говорить о средних ценах, то в этом году мы фиксируем средний чек поездки – 47 тысяч рублей на двоих. Это стоимость поездки по России, но Черноморского побережья здесь тоже много. Средняя продолжительность поездки в этом году – 8 суток. По сравнению с прошлым годом цена выросла на 16%, продолжительность не изменилась. Больше всего цены повысились в Сочи. Рост составил почти 19%, меньше всего рост цен оказался в Крыму.
Ключевая причина роста цен – спрос. Именно он формирует стоимость. Как показывает опыт этого года, из-за нехватки спроса в Крыму, мы фиксируем, что в июне стоимость отдыха была ниже июньской стоимости прошлого года. В июле цены скорректировались и стали чуть выше прошлогодних, приблизительно на 8%.
- Увеличение потока туристов во второй половине сезона ожидается за счёт автомобилистов?
- До этого года Крым заполнялся поровну тремя видами потоков – треть прилетала на самолётах, треть пользовалась железнодорожным транспортом и треть составляли автомобилисты.
В этом году из-за нехватки авиаперевозок мы потеряли треть туристов. Частично поток сократился и из соображений безопасности. Почему-то туристы ассоциируют отдых в Крыму с близостью к Украине, хотя ирония в том, что та же Анапа находится к местам боевых действий ближе, чем Ялта. Но разговоры о том, что может быть взорван Крымский мост не добавляют энтузиазма.
Тем не менее, 60% потока туристов (за вычетом тех, кто прилетает на самолётах) должны были быть, но вмешался российско-украинский фактор и мы получили сокращение этих 60% приблизительно наполовину. Конечно, увеличение железнодорожных перевозок дало эффект, но не спасло ситуацию.
Мы понимаем, что экономика гостиничного бизнеса такова, что рентабельность наступает при загрузке 60%, которая даёт возможность выйти в ноль.
Нехватка 30% - 40% туристов ставит бизнес на грань выживания. Надежда связана с автомобилистами. Именно они являются резервом, чтобы обеспечить добор загрузки.
- Как обстоят дела с ресторанным бизнесом? Блогеры пишут о том, что рестораны пустуют, а люди на набережной обсуждают, могут ли позволить себе купить каждому по початку кукурузы или только один на двоих…
- Надо начать даже не с этого. Крым – самое популярное туристическое направление. Средний чек, о котором я упоминал – 47 тысяч рублей, получается с учётом того, что у нас есть отели «Пять звёзд» с залихватскими ценами. Но основная масса людей едет в самые дешёвые отели за очень небольшой бюджет. Абсолютная норма – поехать на море, приобретя путёвку за 30 тысяч рублей. Это всё, что себе может позволить большинство людей, отправляющихся на отдых. Именно они формируют основную часть наших средств размещения. Если посмотреть на структуру гостиничного фонда, то в основном это всевозможные формы и форматы частного сектора – это недорогие гостиницы, часто там же проживают и хозяева, сдавая комнаты в собственном доме. Это массовые представители нашего гостиничного бизнеса.
Конечно, это грустно. Мы всё время сравниваем наше побережье с турецким или болгарским. Но надо понимать, что у нас принципиально разная аудитория. Наши курорты в основном бюджетные. Это не плохо и не хорошо. Да, туристы едут, в значительной степени экономя на базовой услуге – на проживании, и, конечно, экономят на всём остальном.
Возвращаясь к ресторанному бизнесу, могу сказать, что наши коллеги с каждым годом фиксируют падение спроса. Становится всё тяжелее и тяжелее. Туристы приезжают с меньшим количеством денег на дополнительные расходы. Поэтому у нашего потребителя всё более популярной становится форма предоставления услуг «всё включено», когда изначально нужно заплатить несколько больше, но при этом потом тебе деньги практически не нужны. Это очень удобно для семей с детьми, потому что дети на отдыхе очень много потребляют «допов» - мороженое, вафли, блинчики, аттракционы. Это всё, как правило, в отелях «всё включено» есть. Как не странно, это позволяет ещё и экономить – отель предоставляя большой набор услуг, делает это не по коммерческой стоимости. У него цель заработать на продаже основной услуги, обеспечения проживания, а дополнительные предоставляются по цене, близкой к себестоимости за счёт массового потребления.