Posted 21 июля 2022, 10:34
Published 21 июля 2022, 10:34
Modified 25 декабря 2022, 18:54
Updated 25 декабря 2022, 18:54
20 июля, глава региона Сергей Аксенов назвал Крым самым пострадавшим в туротрасли. «Мы – практически прифронтовая полоса», - сказал он в интервью РБК. К 10 июня глава региона планирует предложить к рассмотрению президента правительственные меры по поддержке полуострова.
Тем не менее, сезон худо-бедно открыт. Транспорт путешествующие подбирают самостоятельно. У туроператоров приобретают только размещение. Большинство организованных туристов выходили на ранее бронирование – его простимулировал введенный туристический кешбэк до конца июня, а также ценовая политика местных отельеров.
Самая большая проблема для туристов, собравшихся этим летом в Крым - это транспорт.
С начала года и к июню на полуостров въехало 815 тысяч человек, это на 32% ниже по сравнению с прошлым годом. Обвалило турпоток отсутствие авиасообщения. Симферопольский аэропорт закрыт, решение о его открытии принимают военные.
С середины июля и до конца лета добыть туры с включенным перелетом (и то только до Сочи, далее – многочасовой поезд) практически невозможно.
Тем не менее, как и раньше большинство туристов (около 60%) приедут летом в Крым на собственных автомобилях, отмечают в Ростуризме. Для семей и небольших компаний до четырех-пяти человек это самый экономный способ добраться до полуострова, кроме того, полностью снимается вопрос с мобильностью во время отдыха.
«Сезон в Крыму всё еще можно вывести если не на прошлогодний, то как минимум на удовлетворительный уровень. По нашим прогнозам, большинство туристов этим летом поедет в Крым на собственном автомобиле. Поэтому сейчас нужно делать все, чтобы такая автомобильная поездка была более комфортной для туристов. Одно из важнейших условий – запретить все ремонтные работы на дороге в Крым с течение летнего сезона. Это позволит избежать длительных заторов и пробок. Еще одна возможная мера – сделать бесплатным для туристов проезд по платному участку трассы М4», – считает вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
На сегодня при захвате всего возможного платного участка трассы в Крым пошлина составляет 2 тысячи рублей, в обе стороны – 4 тысячи рублей.
В отличие от прошлого года, однако, в Крыму для автомобильных туристов полностью отменена плата за приотельные парковки. Такой бонус дают в Евпатории, Алуште, Симферополе, Феодосии, Судаке, Керчи и др.
Некоторые отельеры на старте высокого сезона предлагали для автопутешественников специальные акции, к примеру – проживание за полцены, кешбэк за преодоленные километры и размещение в подарок.
- Бензин. Когда ехали в Крым я думал, что на всем полуострове будут полуразрушенные заправки с непонятным топливом. На самом деле есть вполне себе приличные сетевые заправки ничуть не хуже наших газпромовских. Сети, которые запомнил: АТАН ТЕС РЕД и ГРИФОН. Заправлялся на АТАНЕ, с авто все в порядке. Можно сделать вывод, что бензин качественный. В Крыму бензин в среднем стоит на 5 рублей дороже за литр. Мы заправили полный бак перед мостом. В самом Крыму заправлялись дважды и потратили на бензин примерно 4000 рублей. На дорогу из Санкт-Петербурга до Крыма на бензин мы потратили 8000 рублей. В общей сложности на бензин у нас ушло 20070 рублей, - рассказывает Александр К.
В условиях закрытого неба по максимуму нарастили перевозки железные дороги. Перевозки в Крым организует компания «Гранд Сервис Экспресс» (поезд «Таврия»). В Минтрансе России сообщили, что компания обеспечит 121 поезд на полуостров.
Помимо регулярных рейсов будут курсировать сезонные поезда из Санкт-Петербурга, Пскова, Москвы, Смоленска и Астрахани, а конкретно этим летом маршрутная сеть пополняется еще тремя направлениями: поезд № 177/178 Санкт-Петербург – Феодосия, прицепная группа № 675/676 Белгород – Симферополь, прицепная группа № 551/552 Архангельск – Севастополь.
«Самый протяженный маршрут, Мурманск – Симферополь в этом году станет еще длиннее. Поезд будет курсировать до Севастополя - всего 4620 километров и 61 остановка в пути (поезд № 183/184 курсирует 1 раз в 9-10 дней)», – рассказывают в «Гранд Сервис Экспресс».
В среднем, на каждом из поездов в Крым может приезжать до 700 человек на одноэтажных поездах и до 850 – на двухэтажных.
- Ж/д-билеты относительно доступные, даже в купе – Антимонопольная служба тут внимательно следит за ценами. Но вопрос-то в наличии мест, которых явно не хватает. Декларируется, что купить билет можно, но мы с вами понимаем, что поехать семьёй в отпуск - это не то же самое, что одному человеку в командировку. Если ты едешь один, тебе одного места где-нибудь достаточно. Если едет семья, то разбросать её по всему составу – не решение. Так, чтобы семья спокойно выкупила купе и поехала – это практически неисполнимая роскошь, - отмечает руководитель комитета Российского союза туриндустрии (РСТ) по внутреннему туризму Илья Уманский.
РЖД сделали всё возможное для того, чтобы увеличить количество поездов. Но на территории Крыма есть однополосные участки, из-за этих системных ограничений транспортной сети увеличить провозную способность только за счёт количества поездов невозможно. Двигали расписание, прицепляли столько вагонов, сколько можно прицепить, но этого всё равно недостаточно, чтобы закрыть всю потребность в железнодорожных перевозках по этому направлению. Билетов по-прежнему не хватает. Да и в целом удовольствие ниже среднего: поезд из Москвы до Симферополя едет 35 часов. Проблема налицо, добавляет эксперт.
Единый билет – «поезд+автобус» остается у туристов вторым по популярности способом добраться летом в Крым. Мультимодальные перевозки обеспечивают более гибкие цены, оформить такие билеты с начала июня предлагается во всех кассах железнодорожных вокзалов, на сайте и приложении ОАО «РЖД» и в агентских сетях.
В едином билете автобусы синхронизированы с расписанием основных поездов дальнего следования. Они курсируют в обе стороны между железнодорожной станцией Анапы и железнодорожным вокзалом Симферополя трижды в день, длительность поездки на автобусе после пересадки с поезда – 5-5,5 часов.
На начало июля стоимость единого билета из Москвы в Симферополь составляла от 5,1 тысячи рублей (с плацкартным вагоном в ж/д сегменте) и от 7,6 тысяч рублей (с купе).
Стоимость единого билета из Санкт-Петербурга в Крым начинается от 5,5 тысяч рублей, из Казани – от 5,6 тысяч рублей.
Но на 20 июля и до начала августа, согласно запросам на сайте РЖД, билеты из Москвы и Санкт-Петербурга в Крым (предлагаются с пересадкой в Краснодаре) практически раскуплены. Остались единичные предложения, стоимость в одну сторону на одного человека начинается от 8 тысяч рублей.
Еще один способ добраться в Крым – автобус. Летом из Москвы в Симферополь они отправляются ежедневно. Время в пути - 23-30 часов (в зависимости от перевозчика). В июне-июле цены стартовали от 2,8-3,6 тысяч рублей. Также добираются в Крым на автобусе из городов Краснодарского края, а до них – на поезде или самолете.
За 4-4,5 тысячи рублей в одну сторону с человека продают организованные автобусные перевозки в Крым.
- Сегодня автобусная перевозка отчасти даже удобней, так как на автобусе туристы приезжают значительно ближе к месту своего размещения на курорте. Перевозки организовывают на современных комфортабельных автобусах с санузлом и кухней. Организованная туристическая перевозка на автобусах обязывает к соблюдению некоторых дополнительных правил. Например, с туристами должен обязательно ехать сопровождающий, – говорит гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин.
Туроператоры сообщают об «очень осторожном» бронировании Крыма. Цифры вдвое отстают от прошлогодних.
Организованные туры просели существенно. Что такое организованный тур? Половинная стоимость «пакета» - это перелет/дорога до конечной цели. Туристы ценят туры именно за то, что чартерные рейсы значительно дешевле регулярных, и туристическая компания к тому же берет на себя все хлопоты по взаимодействию с авиакомпанией. Однако, когда авиасообщение закрыто, ценность услуг туроператоров снижается. Про дорогу так или иначе приходится думать самим, и уж справившись самостоятельно с этой глобальной задачей, найти и забронировать отель при обилии сервисов, а то и просто через знакомых – сущий пустяк.
Через самый популярный туристический агрегатор sletat.ru, «НИ» удалось выцепить лишь один пакетный тур с включенными перелетами (и то только до Сочи): Судак, две недели на двоих, отель 3* без питания, полет без багажа - от 125 тысяч рублей. Перелет выполняет компания SmartAvia.
Организованные туры с перелетом в Симферополь, Евпаторию, Николаевку, Алушту, Севастополь (на самом деле тоже только до Сочи ) по ценам от 66 тысяч рублей, согласно данным платформы, распроданы.
В других курортах Крыма, согласно данным с сервиса sletat.ru – в Феодосии, Ялте, Песчаном, Симеизе, Коктебеле и т.д. туроператоры предлагают лишь отельное размещение, в лучшем случае + питание и медстраховка. О дороге путешественники должны позаботиться самостоятельно. Цены разные – от 40 тысяч за двоих на две недели до бесконечности.
- Покупают только размещение, наземное обслуживание. Туристы сами выбирают, как доехать до места отдыха, а у туроператора бронируют только отель. Авиарейсы в Крым пока не выполняются, сроки открытия воздушного пространства пока неясны. Если самолеты в Симферополь смогут снова летать, то на этот вид транспорта, по экспертным оценкам, может прийтись 25-30% турпотока. Однако остальные туристы - 70-75% от общего потока, даже в случае открытия аэропорта, поедут на курорты полуострова по железной дороге или автомобильным транспортом, - сообщают в пресс-службе Ассоциации туроператоров России.
На фоне упавшего спроса на Крым многие отельеры снижают цены на горячий сезон. В отличие от прошлого года, когда туристы вели битву за свободные места отовсюду – от билета на самолет, до гостиничного номера и пляжного шезлонга, в этом году, наоборот, крымский бизнес сражается за клиента.
В отличие от курортов Краснодарского края, цены в Крыму остались преимущественно на прошлогоднем уровне. Некоторые отельеры даже снизили их на на 5-15% в сравнении с летом 2021 года.
«Популярностью пользуются объекты размещения Южного и Западного берега: среднего ценового сегмента и с развитой инфраструктурой, а также отели высокого уровня», – сообщили в Национальном туроператоре АЛЕАН.
На Западном побережье Крыма – пологие песчаные пляжи, удобные для отдыха с детьми, но Южный берег Крыма по-прежнему в лидерах по числу заявок, сообщили в Интуристе.
Более всего востребованы отели, ориентированные на семейный отдых в отелях 3 и 4 * по системе «всё включено».
Отельеры и рестораторы не первый год фиксируют падение спроса. Туристы приезжают с меньшим количеством денег на дополнительные расходы, поэтому у потребителя форма предоставления услуг «всё включено» становится всё более популярной. Изначально при покупке базового тура нужно заплатить несколько больше, зато потом на самом отдыхе деньги практически не нужны, отмечает Уманский. Формат удобен для туристов с детьми, потому что дети на отдыхе потребляют очень много «допов» - мороженое, лимонад, сладкое, аттракционы. Весь этот набор в отелях «всё включено» есть. Как ни странно, но это позволяет отелю экономить – большой набор услуг предоставляется не по коммерческой стоимости. Главная прибыль идет за счет продажи основной услуги, а дополнительные предоставляются по цене, близкой к себестоимости за счёт массового потребления.
- В этом году мы фиксируем средний чек поездки на двоих - 47 тысяч рублей (при условии заблаговременной покупки билетов). Но эта статистика вбирает отдых на всем Черноморском побережье России, не только в Крыму. Средняя продолжительность поездки в этом году – 8 суток, по сравнению с прошлым годом она не изменилась, а вот опять же средняя цена выросла на 16%. Самый большой прирост в Сочи - 19%. Менее всего цены изменились в Крыму, в июне стоимость отдыха там была даже ниже июньской стоимости прошлого года. В июле цены скорректировались и стали чуть дороже прошлогодних - приблизительно на 8%. Ключевая причина всех движений цен – спрос, - отмечает Илья Уманский.
Весной 2022 года из-за спецоперации в Крыму объявлен «желтый уровень террористической опасности», с тех пор не единожды продлевался.
«Повышенный уровень террористической опасности распространяется в основном на объекты министерства и не касается туристических мест», - отметил глава Крыма Сергей Аксенов.
Чиновники пытаются убедить россиян, что в Крыму им ничего не грозит.
Интернет-отзывы туристов об отдыхе на полуострове разные. Одни радуются полупустым пляжам и неперегруженным отелям и отмечают, что отдых прошел идеально, другие уточняют, что отдых на море с постоянным воем истребителей над головой нельзя назвать расслабляющим.
- Частично поток сократился из соображений безопасности. Туристы ассоциируют отдых в Крыму с близостью к Украине, хотя ирония в том, что та же Анапа находится к местам боевых действий ближе, чем Ялта. Разговоры о том, что может быть взорван Крымский мост, не добавляют энтузиазма. Несмотря ни на что 60% потока туристов (за вычетом тех, кто прилетает на самолётах) должны были быть, но вмешался российско-украинский фактор, и мы получили сокращение этих 60% приблизительно вдвое, - подытоживает руководитель комитета Российского союза туриндустрии (РСТ) по внутреннему туризму Илья Уманский.
Своими впечатлениями от отдыха в Крыму поделилась Елена Зорина, стюардесса:
- Раньше я с семьей проводила отпуск только заграницей, в Европе, и добиралась до курортов исключительно на самолете. Но жизнь поменялась, и третий год мы отдыхаем в санаториях в Крыму. Мой работодатель, авиакомпания, полностью оплачивает путевки для двух членов семьи и на 50% для остальных близких. Плюс – раз в год мы можем использовать льготный перелет. Сочи, всё черноморское побережье Краснодарского края я не рассматриваю вообще, там всегда много народу и грязное море, это не тот отдых, который нужен мне и детям.
Мы из Москвы. В этот год в Крым летала на 14 дней с двумя детьми. Самая главная проблема – сложно добираться. Поездов не могут пустить больше, чем позволяет пропускная способность. До Сочи мы долетели, а дальше 18 часов на поезде в купе до Симферополя. Билеты при этом покупали заранее, в марте – тогда вся дорога обошлась нам в 12 тысяч рублей в обе стороны на человека. Но уже сейчас от людей на отдыхе я слышала, что они только плацкарт в обе стороны в июне покупали за 10 тысяч рублей на одного. Но кстати поезд был очень приличный, хоть и не скорый и не фирменный, я была приятно удивлена.
В этом году людей в Крыму очень мало – наверное половина от прошлого года. Это в основном льготники и преданные фанаты Крыма, я бы так их назвала - они обожают здешнюю природу, море, воздух.
Сотрудники нашего санатория говорили, что отель загружен на треть, верхние этажи они даже не открывают.
Лично мне было лучше, чем в прошлом году. Закрытые перевозки сыграли в плюс по комфорту для тех, кто доехал. Никаких толкучек и очередей в столовых, не нужно долго ждать, пока подадут завтрак, обед, ужин. В прошлом году в 10 утра отыскать свободный шезлонг даже на закрытых и частных пляжах уже было невозможно, за них вводили плату. В этом году ничего такого нет. Единственное, из-за потери доходов отели в этом году не смогли нанять детских аниматоров.
Пища хорошая, разнообразная. На рынках свои прекрасные фрукты по прекрасным ценам.
Качество интернета растет. Wi-fi в отеле хороший, бесплатный – не сравнить с тем, что было в прошлом году.
Еще в прошлом году везде была большая проблема снять наличные или расплатиться картой. В такси, общественном транспорте, магазинах просили наличку. В этом году не везде, но в крупных магазинах и кафе уже можно расплатиться по карте. В нашем санатории были банкоматы Сбера и Тинькова. Сбер берет за любую операцию комиссию в 100 рублей, Тиньков – 0.
Достопримечательности все открыты. Там встречают с большой гостеприимностью. Экскурсий много на любой кошелек. Можно и бесплатно гулять по Никитскому ботаническому саду, а можно и за хорошую цену на яхте в ущелья рвануть.
Много туристов приезжают на машинах, сами строят маршруты и легко перемещаются, успевают посетить много мест.
Сервис подрос. Мне кажется, крымчане поняли, что можно зарабатывать деньги именно на сервисе. Сотрудники заведений говорят, что положение исправили поступающие субсидии.
Думаю, одна из причин, почему люди не поехали – это страх из-за близких боевых действий. Второе – чтобы уехать за приемлемые цены, нужно начинать возиться с путевками за полгода, не упустить момент.
Люди, обслуживающий персонал в Крыму постоянно говорят о русско-украинском конфликте. Никто не равнодушен, все переживают, почти у всех родственники в Украине. Но плохого россиянам не желают.