Николай Жданкин
Вице-премьер России Денис Мантуров недавно заявил о необходимости отказаться от рыночной промышленной политики. «Сегодня нужно осуществить поворот от абсолютно рыночной промышленной политики к политике обеспечения технологического суверенитета», – подчеркнул Мантуров. Надо ускорить разработку газовых турбин на 65 и 70 мегаватт, создание всего оборудования для газификации страны, возрождение производства в электронном машиностроении и оперативную сертификацию отечественных самолетов. Глава Минпромторга и новый вице-премьер все же отметил, что российскую обрабатывающую промышленность ждут непростые времена в ближайшей перспективе. Еще в конце мая заместитель председателя Совбеза России Дмитрий Медведев предлагал использовать термин "технологический суверенитет" вместо "импортозамещение".
Можно ли отказаться от того, чего никогда не было? Была ли у нас когда-нибудь абсолютно рыночная промышленная политика? Ответ очевиден: нет. Вся наша промышленная политика представляла собой «лоскутное одеяло» для отдельно взятых отраслей и строилась, как правило, на сырьевом секторе, на добыче и продаже полезных ископаемых, в основном нефти и газа. И денег от продажи было всегда недостаточно для полноценного развития страны. Ниже поясним, почему было так.
Вначале о том, что такое промышленная политика? В общепринятом смысле под промышленной политикой (ПП) понимаются стратегия, образ действий государства, направленные на развитие и повышение эффективности национального промышленного производства, конкурентоспособности предприятий и продукции, обеспечение занятости и доходов населения[1]. Принято также выделять понятие промышленной политики в широком и узком смысле. Промышленная политика, определяемая в широком смысле, включает меры по обеспечению справедливой конкуренции, развитию регионов, расширению кооперации и специализации производства, стимулированию эффективности и содействию внедрению новых технологий. Промышленная политика, определенная в узком смысле, нацелена на поддержку конкретных отраслей, производств и отдельных проектов.
Как видим, все эти условия в России вместе никогда не выполнялись. Были какие-то отдельные успехи и прорывы, но единого комплексного подхода не было. Неплохо жили газовики и нефтяники, а также те, кто имел отношение к «трубе» и другим природным ресурсам. Но основная масса населения жила достаточно скромно, постоянно нуждалась в более высоких доходах, жила «от зарплаты до зарплаты». Рабочих мест явно не хватало, безработица (особенно скрытая) всегда была на высоком уровне. Медицинское обслуживание было слабое, не говоря уже о пенсионном и социальном обеспечении.
Многие отрасли жили за счет добычи и первичной обработки сырья, которое затем следовало на продажу. Даже если взять достаточно высокотехнологичную металлургию, то и она работала фактически в сырьевом сегменте. Перерабатывала сырье и, сделав всю грязную работу, отправляла за рубеж заготовки для переката, которые составляли более 50% нашего экспорта, позволяя снимать все «сливки» западным компаниям.
И сейчас в заявлениях г-на Мантурова мы наблюдаем аналогичный подход. Опять же упор сделан на «лоскутном одеяле», где в приоритете то, что «болит» в настоящее время. Это газовые турбины, оборудование для газификации, развитие электронного машиностроения, сертификация отечественных самолетов… А все остальное где? Где развитие внутреннего рынка, развитие машиностроения и станкостроения, широкое развитие вообще перерабатывающего производства и т.д. и т.п. Нельзя ориентироваться только на технологический суверенитет. Это, само собой разумеется. Санкции, введенные Западом, не вечны. Завтра сами откажутся. И надо понимать, что Запад составляет всего около 10% населения планеты. А остальные страны - более 90%, на них нам и нужно ориентироваться. И что мы им можем предложить? Только нефть и газ? Этого мало, очень мало. Получается, что мы даем развиваться другим странам, предоставляя им дешевые ресурсы, а сами стоим на месте. Кстати сказать, это стратегический запас России, принадлежащий и другим поколениям. Нельзя проедать его одним махом. Потомки нам этого не простят.
Специальная военная операция и введенные Западом санкции против России наглядно показали, что вся конкурентоспособность Европы строилась на низких ценах на наши энергоносители (нефть и газ). Еще и стали выгибать пальцы, отказываясь от них. Ради бога! Пусть ищут других поставщиков. Но нам в первую очередь нужно думать о себе, о своей стране.
Мы должны развиваться и выходить в лидеры рынка по самым важным отраслям, как мы это имеем сегодня в оборонном секторе, космосе и пр. Это обеспечит только рыночная промышленная политика. Да, это потребует какого-то времени, но без этого не обойтись. Но начинать надо именно сегодня.
Как мне представляется, подход надо кардинально менять. Нужно вести речь о новой промышленной политике, дающей старт единому комплексному подходу, охватывающему следующие основные направления:
Только такой комплексный подход к формированию промышленной политики даст действенный импульс для развития страны, бурного развития производства и промышленности, создания новых рабочих и рост доходов населения.
Н.А. ЖДАНКИН - доктор технически наук, академик РАЕН, профессор НИТУ «МИСиС», президент ООО «РЕГУЛ-КОНСАЛТ».
[1] Жданкин Н.А. Система менеджмента качества – 100-процентная основа промышленной политики // Экономические стратегии, 2013, №4. – С. 20-31.