Posted 15 июля 2022, 09:12
Published 15 июля 2022, 09:12
Modified 7 марта, 12:09
Updated 7 марта, 12:09
Это, конечно, все сочетается, все единое целое — «нация бюджетников» (с), о которой я писала в прошлой статье, деполитизированная нация и пародия на гражданское общество — лешевики-масяни. Сутки вся фб-лента рыдает над мультфильмом! Я, думаю, такой концентрации политического инфантилизма новейшая история еще не видела. А может быть, и история вообще. Еще раз замечу, что свободы, полученные в 1990-х, отдавались обществом фактически без всякого сопротивления. Все, что случилось в нашей стране, произошло не «вдруг», а стало закономерным апофеозом всех 20-летних отношений «общество-власть». Тут даже не «падающего подтолкни», а «подтолкни себя, если падаешь». Вот вы и толкали.
У россиян произошла опасная редукция сознания к простейшим раздражителям, к примитивным образам, лубочным сценам. То есть, не русскую культуру отменили. А русские сами отменили культуру как таковую. Вместе со своим сознанием. Какой там Шекспир после «Масяни»? Вы так и пишете — «Масяня» сделала для русской культуры больше, чем все ее представители за многие годы.» Вы упростили свое сознание до младенческого. Политическую позицию низвели до истерики. А теперь пытаетесь легализовать ее как норму, чтобы откупиться от Истории и ответственности за страну. Уже подвергаются обструкции те, кто выразил скепсис по поводу «гениального» мультфильма, а сами критики извиняются за свои критические посты. С популярными трендами следует заигрывать. Это политично. Мое высказывание выглядит неполитичным. Но заигрывать с общественным разложением я не буду.
К рыданием над «Масяней» прибавляются культурные рефлексии, выглядящие на фоне происходящих событий как минимум неэтично. Мы много говорим об этом в наших видеоэфирах с киевским автором Лизой Готфрик.
Я сформулировала пять простых и важных тезисов по этому поводу:
Однако, есть моменты, которые стоило бы проговорить. А именно те, из которых становится ясно, почему мы оказались в столь плачевной, в том числе культурной, ситуации. Одна из лучших русских поэтов, издатель Дана Курская переживает, что литературное поле достанется «Аннам-Долгаревым». Она цитирует обращение некоего национал-патриота к А.Д.:
«Дорогая Анечка, наше поколение проиграло битву с либералами — оставался нам один журнал «Наш современник». Везде, в журналах и в министерствах культуры сидел «либерал», изображая и западника и славянофила в одном лице. Ничего не светило бы и вам. Но вот появилась надежда.»
Да плюньте вы на них! Этой пронафталиненной дихотомией «западники-славянофилы» насыщается провинция смысла, погружаясь все в больший регресс. Что же касается ухода литературы в национал-патриотизм, так этой истории почти столько же лет, сколько и нынешней диктатуре. Сначала со сцены скинули лучших постмодернистов — от Радова до Масодова. Потом появился неосоцреализм «Прилепин-Шаргунов» и грузно занял всю сцену телами комсомольцев-графоманов. Затем писатели в штатском принялись переписывать историю под себя. Холмогоров уже прибрал к рукам Бродского. Еще давно это пытался сделать Проханов, но все только смеялись. Они переписывают Википедию и школьные учебники. Они угробили Мамлеева. Кстати, моя речь, произнесенная на его похоронах в ЦДЛ, была просто вырезана монтажерами газеты «Завтра». Так что поздно пить боржоми. Лучше выходите напрямую в мировой культурный дискурс. Хоть и в самый страшный момент.
Что же касается Долгаревой. А зачем такая слава при такой жизни? Да и слава ли это? В отличии от одного депутата, который ездил в горячие точки фоткаться, А.Д. реально рискует жизнью. Причем по собственной воле. То есть, демонстрирует девиантное, а точнее — суицидальное поведение. Чему тут завидовать?
А те самые мамлеевские похороны закончились чисто по-мамлеевски. Кто-то из евразийской своры сказал: «Наконец-то он умер, гении при жизни нам только мешают интерпретировать их в верном ключе». А под конец в зал ворвалась остервенелая женщина, директор какого-то есенинского клуба и надрывно кричала как она любит Есенина, чуть ли не ударяясь в гроб лицом.
Тем временем, Шнуров, Скляр, Сурганова, Сукачев, а также казавшиеся адекватными Гаркуша и Маша Макарова приняли участие в рок-оргии, исполнив песню покойного Крупнова «Я остаюсь». Более непристойное зрелище сложно себе представить. Отечные лица геронтократов от «русского рока» в паре часов от падения в салат оливье. Но если вглядеться — перед нами дети. Из того советского детского сада, где набитые клейким компотом и манной кашей, они декларировали стихи под елкой. Выученные унижаться и угождать за небольшой паек или поощрение, сейчас они бесстыдно пляшут на руинах разрушенных городов и костях жертв.
В сущности, русский рок, за редким исключением, это всегда была курируемая комсомолом или даже напрямую культотделом КГБ среда, в которой выращивали «народных трибунов» для управления массовым бессознательным. Другое дело, что у нынешних кураторов полностью отсутствуют чувство времени и эстетический вкус. Непонятно кто это слушает и в какой среде это популярно. Похоже, все это делается просто для отчетности и распила. Поэтому патриотические концерты выглядят очень вымученно. Сравните с концертами начала 1990-х, когда неистовствовали стадионы, и вы поймете всю беспомощность сделанного сейчас.
Удивительно, но клип «Я остаюсь» здешние музкритики обсуждают как культурное (!) достижение. Культурное! Мол, поют хорошо. Но момент не тот, неэтично! Во-первых, клип и сделан специально к этому моменту, под заказ. Во-вторых, сейчас очень заметна эта особая борзость, с которой протаскивают своих бездарей культуртрегеры из обоих лагерей. Я писала о пиетете перед культурой. Пиетет перед советской культурой — это просто ожидание бонусов и подачек за принадлежность к «среде». И в данном случае некоторые сислибы фактически слились с национал-патриотами. Лицо Крупнова в клипе — единственное аутентичное лицо адекватного человека, имеющего отношение к музыке. Остальные — водочные фурии из ДЕЗа. Настоящее лицо геронтократической власти.
К сожалению, подобные культурные демарши – не только российское явление. Не так давно и «Rammstein» выпустили очередной унылый клип с претензией. Ну такое уже в 1990-х было смешным, а сейчас и вовсе. Этакое сельское садо-мазо в немецкой или швейцарской деревушке, опять-таки «вечные ценности», «скрепы», вот это все. Этот клип можно воспринимать двойственно. Ибо даже являясь сатирой, он декларирует геронтократический тоталиторизм, «дедо-воевализм». Или так — это точка соприкосновения пронафталиненного евразийского дискурса с европейским традиционализмом. Откуда вообще эта тенденция? Да опять же из экономики. Пожалели денег для всех на нормальную гламурную жизнь. Получили цирк ряженых уродов. Ну и конечно, очень боятся, что власть уйдет из дрожащих рук геронтов. Но цивилизация неумолима. И ваша власть все равно уйдет. В общем, позорный «Rammstein», хуже только «Laibach».