Posted 12 июля 2022,, 15:31

Published 12 июля 2022,, 15:31

Modified 7 марта, 12:12

Updated 7 марта, 12:12

Пессимизм стоит дорого: почему россияне сокращают свои расходы

12 июля 2022, 15:31
Главная причина уменьшения расходов для большинства жителей страны – это желание экономить на фоне экономической неопределенности, из-за опасения потери работы и падения доходов
Сюжет
Деньги

60% россиян стали больше тратить в марте-июне 2022 года, чем тратили до этого, показало новое исследование банка «Открытие». Главной причиной увеличения расходов люди назвали рост цен.

А вот главной причиной уменьшения расходов для 69% респондентов, поступивших таким образом, стало желание экономить на фоне экономической неопределенности. 26% снизили траты из-за потери работы или падения доходов.

Экономист Дмитрий Прокофьев анализирует эти цифры в своем канале:

«И люди начали тратить больше (вполне вероятно), и цены выросли (это точно), но данные о потребительских расходах Сбериндекса на 10 июля показывают рост на 10,7% год к году - при инфляции в 17% это означает, что расходы не смогли «догнать» цены.

Но сейчас Росстат по итогам июня зафиксировал снижение цен - «дефляцию». За месяц цены снизились на 0,35% - в месячном выражении это максимальное снижение цен с августа 2017 года. В годовом выражении инфляция замедлилась еще больше - с 17,1% в мае до 15,9% в июне. Нет спроса - нет роста. Во всяком случае, Минэкономразвития называет причиной дефляции слабую потребительскую активность.

Примечательно, что 68% опрошенных банком «Открытие» заявили о стабильности или даже росте доходов.

Доходы есть - а расходов нет.

Почему это важно?

В 2021 году экономисты Федерального резервного банка Ричмонда опубликовали исследование с говорящим названием Macroeconomic Effects of Household Pessimism and Optimism (Макроэкономические эффекты пессимизма и оптимизма домохозяйств).

Эффекты там получались такие - увеличение пессимизма в ожиданиях домохозяйств на 1 стандартное отклонение от нормального уровня ведет к снижению производства на 1% и росту безработицы на 1 п.п., оценивали экономисты.

Как это работает - пессимистично настроенные домохозяйства сокращают свой текущий спрос, фирмы ожидают более низкой производительности в будущем и, чтобы избежать роста издержек, начинают сокращать найм работников, а рост безработицы приводит к росту пессимизма и дальнейшему сокращению расходов. При этом, отмечают исследователи, риски безработицы люди склонны завышать - что, опять же, не способствует их хорошему настроению

Можно ли вдохнуть в людей оптимизм? В принципе, да объясняли экономисты Джанлука Бениньо (Лондонская школа экономики) и Лука Форнаро (Университет Помпеу Фабра) в статье Weak productivity growth and monetary policy: A Keynesian growth perspective (Слабый рост производительности и денежная политика: Кейнсианская перспектива роста).

Но заставить людей просто «поверить в светлое будущее» не получится - нужны действия правительства, ориентированные на рост спроса и реальных доходов. Проще говоря, «деньги в руки».