Финвал, или сельдяной кит, – близкий родственник синего кита и второе по величине животное на Земле: особи, живущие в Южном полушарии, достигают длины 27 метров. С XIX века они, как и другие крупные киты, стали добычей китобойного промысла, который серьезно проредил их популяцию. По подчетам, люди успели убить более 700 000 финвалов, прежде чем под угрозой их вымирания охота в Антарктиде в 1976 году была запрещена.
Около полувека никаких позитивных следствий запрета не замечали, и вот наконец хорошие новости: исследователи заметили множество финвалов, кормящихся вместе, со ссылкой на научное издание Scientific Reports сообщает EurekaAlert. «Я никогда раньше не видела столько китов в одном месте и была совершенно очарована, наблюдая за кормлением», – цитирует издание соавтора исследования, биолог из Института Альфреда Вегенера Беттину Мейер.
Используя видеосъемку с вертолета, сделанную в апреле 2018 года и марте 2019 года ученые зарегистрировали 100 небольших групп финвалов, а также восемь необычно больших – до 150 китов, которые, по-видимому, активно кормились. Особенно массовым было скопление вокруг острова Элефант, он же остров Мордвинова, где, по оценкам, на квадратный километр приходится 3618 китов.
Эти наблюдения свидетельствуют о том, что спустя почти 50 лет после запрета коммерческого китобойного промысла популяция финвалов в Антарктике восстанавливается, что обещает позитивные перемены для всей экосистемы, частью которой финвалы являются. Экскременты китов – источник питательных веществ для микроводорослей, которые являются пищей для криля, которым, в свою очередь, питаются киты. Если популяция китов растет, продуктивность Южного океана в целом увеличивается. Это стимулирует рост водорослей, а они поглощают углекислый газ из атмосферы посредством фотосинтеза, снижая концентрацию парникового газа в атмосфере.