«Несколько дней назад я был приглашён в Кремль, на совещание Совета при президенте по защите семьи и детей.
И я сказал об этом там: вы знаете, приходит, мне кажется, конец, вот этой тенденции собирать общество взаимного восхищения.
Там говорили люди, рассказывали о том, какие есть достижения… И действительно: было сделано это, и то. И было два школьника, девочка и мальчик которые рассказали о программе «Большая перемена», и это действительно впечатляет. Это мило, это всё замечательно…
Но я тогда сказал, что на таких собраниях должны находиться, среди прочих, и представители Следственного комитета, прокуратуры, МВД… И, мне кажется, что важнее для общества и для государства – услышать не только этих замечательных, положительных трудолюбивых школьников…
А можно послушать мальчика, которого, кстати, я показывал в «Бесогоне», для которого кумир - Гитлер. Он говорит, что "Холокост придумали жиды"… Почему это так? Потому что, когда мы говорим про сегодняшнее время и пытаемся оценить его, мы должны осознавать, что так, как было – больше не будет. Это иллюзия. Очень хочется сохранить это, я понимаю, огромному количеству людей хочется… Но – так больше не будет.
Меня удивило высказывание председателя Конституционного суда Валерия Зорькина.
Вот что он сказал: «Нынешний всплеск по поводу выработки и конституционного признания государственной идеологии представляется, как минимуму, несвоевременным, а как максимум – опасным, поскольку он чреват очередным расколом на белых и красных, а между тем сейчас, как никогда, нужная устойчивая внутриполитическая ситуация, что требует консолидации всех конструктивных сил общества».
Это как? А вокруг чего консолидация общества? Мы что строим? Это называлось «социализм с человеческим лицом», что это такое?
Ведь говорили о том, что идеология - это договорённость между государством и народом, по каким законам жить, что строим, какие наши принципы, устои, что ы отвергаем, что мы поддерживаем… Как это?
Можно подумать, что отсутствие идеологии не привело к тому, чтобы, условно говоря, как пишет господин Зорькин, мир не разделился на белых и красных?
И когда мы говорим о том, что происходит вокруг, не может быть так, что одна часть страны проливала кровь, воевала с реальным нацизмом, а другая часть браталась бы с теми, против кого мы воюем, шёл бы обмен, торговля, бабло… Такого не может быть.
Вокруг этого консолидации общества не будет.
…Меня не покидает ощущение, я говорил об этом в «Бесогоне», того, что гигантская вина лежит на нас за то, что происходит сегодня н Украине. Гигантская вина.
Тридцать лет американцы воспитывали детей. Тридцать лет они воспитывали военнослужащих.
И наше пренебрежительное сверху-вниз отношение: да куда они денутся, газ идёт…
Мы своими руками, общим пренебрежением и ощущением того, что никуда они от нас не денутся, сделали так, что мало того, что они «делись», но ещё и практически ведут Третью мировую войну с нами.
Вот это вот туда – в воспитание, и в важнейшую вещь… Я о ней тоже говорил в «Бесогоне». В какой-то момент один министр, не буду называть фамилию, сказал, что мы будет воспитывать потребителя, а не созидатели, - и мы воспитали потребителя.
И кино наше тоже рассказывает в основном о потребителе, а не о созидателе.
И есть страна Москва, страна Санкт-Петербург, Жуковка, Барвиха, - и есть другая страна, огромная, гигантская страна, с гигантским большинством людей, которые не могут и не хотят разделять те ценности, которые мы же сами и позволяем проповедовать у себя на телевидении, в театре, в кино, и так далее.
И Украина, на мой взгляд, не просвещённый, это, повторяю, тенденция, это очень во многом наша вина, простите».
Целиком посмотреть запись с выступления Никиты Михалкова можно здесь.