Posted 5 июля 2022, 13:11

Published 5 июля 2022, 13:11

Modified 7 марта, 12:20

Updated 7 марта, 12:20

Парижский синдром: ученые объяснили, почему туристов тошнит от Франции

5 июля 2022, 13:11
Культурный шок, который иностранцы испытывают в Париже, сродни синдрому Стендаля и Иерусалимскому синдрому.

Париж – одна из культурных столиц мира. В столице Франции находится самый посещаемый на земле музей – Лувр, множество знаменитых исторических и архитектурных памятников, концертных и театральных площадок, мишленовских ресторанов. Однако некоторые туристы, оказавшись здесь впервые, вместо удовольствия испытывают «парижский синдром» – психологическое расстройство, к симптомам которого относят тошноту, рвоту, галлюцинации и учащенное сердцебиение.

Это понятие, близкое по природе к синдрому Стендаля и Иерусалимскому синдрому, ввел в 1986 году японский психиатр Хироаки Ота, работавший во Франции со своими соотечественниками. Явление это сравнительно редкое, и Международное Руководство по диагностике и статистике психических расстройств его, например, вообще не упоминает. Однако многие эксперты признают его вполне реальным, пишет LiveScience.

Культурный шок – своего рода болезнь утраты смыслов, когда люди, воспитанные в одной традиции, оказываются погружены в другую, где их окружают визуальные символы, резко отличающиеся от тех, к которым они привыкли. Симптомы культурного шока по своей природе близки тем, что мы испытываем при тревоге. В желудок посылаются сигналы «бей – беги», сбивающие работу желудочно-кишечной системы. В легких случаях возникает тошнота, в тяжелых – рвота, потеря ориентации и т.д. Чаще всего жертвами парижского синдрома становятся японские туристы. Объясняется это во многом тем, что японская культура имеет совершенно отличную от европейской траекторию развития, и при попадании в иную реальность у человека возникает культурный шок в острой форме: он чувствует себя дезориентированным, подавленным и даже физически нездоровым.

Расхожие представления о столице Франции берутся из фильмов, сериалов и книг, действие которых разворачивается на фоне изысканной архитектуры, кофеен и ресторанов, модной публики и интеллектуальных разговоров. Таким Париж представлен в лентах «Амели», «Призрак оперы», «Перед закатом», «Дьявол носит Prada», «Эмили в Париже». Но надежды очутиться в этой реальности, приехав в Париж, нереалистичны: это очень ксенофобный город.

Так, например, Condé Nast Traveler назвал столицу Франции в результате исследования 2014 года четвертым в рейтинге самых недружелюбных городов мире. Журнал CEOWORLD в 2020 году присвоил Парижу звание самого грубого города Европы. Опрос InterNations за 2021 год показал, что он третий среди самых недоброжелательных к экспатам городов в Старом Свете. В Японии крайне важно соблюдение этикета. Французы не столь щепетильны, могут казаться невежливыми и проявлять высокомерие по отношению к чужакам. Все это сбивает с толку, мешает ориентироваться в простейших житейских ситуациях и разочаровывает – особенно если ожидания были слишком завышенными.

Парижский синдром – во многом феномен поколенческий: молодые люди, не только японцы, активнее путешествуют по миру и лучше подготовлены ко встрече с новыми местами. Однако никто не застрахован от культурного шока, независимо от возраста и количества поездок. Привычка – вторая натура, и, когда мы выброшены из привычной системы, нам сложно структурировать реальность и определить свое положение в ней.

Подпишитесь