Юлия Сунцова
Итак, поезд дальнего следования Санкт-Петербург-Челябинск № 150А в системе Российских Железных Дорог.
Скажем, на этом поезде нам нужно проехать небольшое расстояние в 237 км от города Кирова до станции Балезино (спецкора «НИ» действительно попросили купить такой билет для маломобильного пассажира).
Если бы не случайный глюк электронной системы бронирования, который заставил нас перебрать разные пути оформления заказа, возможно, мы и не узнали б, что один и тот же билет на поезд на официальном сайте в одно и то же время может продаваться с разницей до 30% - смотря кто покупает. А точнее, как цифровой большой брат оценивает его платежеспособность. Так какой у вас гаджет?
В нашем случае вышеназванный билет при заказе с ноутбука ASUS продавали за 1179,6 руб., с iPhone - за 1453,6 руб. В кассе же ж/д вокзала этот же билет – то же самое место №5 без белья в плацкартном вагоне выписали за минимальные 1036,8 рублей. Фотодоказательства – на скринах, которые вы можете видеть в этом тексте.
Как возможна такая дискриминация потребителя? – ведь это всё равно, что в магазине встречать покупателя по одежке. Тому, кто одет плохонько, килограмм сахара отдавать за 100 рублей, а тому, кто посолиднее – за 200?
К тому же РЖД всё-таки не лавка на горе, а системообразующее предприятие, услугами которого пользуются в том числе льготные категории граждан, инвалиды, пенсионеры, военные – одним словом, граждане, в отношении которых государство должно проявлять особую заботу.
Тема с ранжированием клиентов по кошельку в цифровых платежных матрицах – не новая.
Хитрыми высокими технологиями уже много лет пользуются маркетологи со всего мира. Особенно «динамическим ценообразованием» помышляют авиакомпании, сервисы для бронирования отелей и туристических путевок, крупные коммерческие e-платформы, к примеру, Amazon.
- Мы живем в эпоху глобальной цифровизации и победившего маркетинга, а это значит, что компании будут стремиться извлечь максимум выгоды, используя для этого передовые технологии.Каждый человек в сети отныне оставляет свой цифровой след. Переходя с сайта на сайт, задерживаясь на них или не задерживаясь, используя различные сервисы, мы дарим заинтересованным в нас массу данных, а именно: примерное (а иногда и точное) местонахождение, версию операционной системы и браузера, сведения об используемом устройстве, историю поисковых запросов, историю покупок в конкретных интернет-магазинах, свои интересы и так далее. Вся эта информация тщательно анализируется и используется для того, чтобы предоставлять нам таргетированную рекламу или оказывать услуги на условиях, на которые мы с высокой вероятностью согласимся, - комментирует "НИ" начальник отдела анализа цифровых угроз Infosecurity Александр Вураско.
Критериев оценки может быть множество и в целом они создают довольно точный «цифровой портрет» потенциального потребителя услуг. С философской точки зрения, это расплата за бесплатность популярных сервисов – отдавая свои данные, мы поддерживаем бесплатную работу поисковых систем, почтовых сервисов и социальных сетей, что стоит колоссальных денег. За все эти удобства мы платим информацией о себе, которая пусть даже в обезличенном виде, но показывает покупательскую способность пользователей сети. Исходя из этих данных продавец формирует для вас персональное предложение, которое, с одной стороны, с большей вероятностью вас заинтересует, а с другой – даст возможность извлечь максимум выгоды, зная, что вы платежеспособны.
По моим предположениям, для разных цифровых портретов разрабатывается разные выдачи на запросы с разными прайсами. Причём эти алгоритмы могут быть очень сложными и действовать по принципу очков: один параметр накидываем 2%, по другому, наоборот, списываем. Но это уже моё предположение, - добавляет Вураско.
Как работают эти сложные маркетингово-вычислительные механизмы в самом простом варианте, вы можете посмотреть, зайдя на сайт https://2ip.ru/.
Так мы видим, что совершенно без усилий можно знать не только ваш город и название компьютера. IP, история ваших посещений, скорость интернета, операционная система, браузер, провайдер – тоже оказываются в руках любопытствующего. Он знает даже, используете ли вы прокси и насколько защищен ваш компьютер от всяких угроз.
Энтузиасты выпустили уже немало подробных сборников с лайфхаками - как лишить своих недругов излишней осведомленности о себе.
Если короткий ответ – то это VPN, маскирующий ваш айпи под нужную страну.
Особенно продвинутые пользователи умудряются отплатить маркетологом их же монетой и обратить ценовую разницу в свою пользу.
Сервисы по аренде автомобилей выдают разные цены и предложения в зависимости от страны заказчика. Если на одном и том же сайте бронировать автомобиль из США, России и Бангкока, цены будут отличаться.
К примеру, бронируя автомобиль в Австралии, выгоднее делать это из-под американского IP, нежели из-под швейцарского – разница $9 в день. А если ваш отпуск 2 недели – разница уже $126, неплохо.
Билет из Москвы в Лос-Анджелес выгоднее брать с индийского IP.
А теперь меняем IP на США и покупаем билет по тому же направлению. Авиабилет не только дешевеет, в выдаче появляются предложения (рейсы), которых при начальном запросе не было вовсе.
Авиакомпании наверно больше остальных любят кастомизировать покупателей – цена на билет зависит от марки устройства, с которого совершается поиск, страны пребывания, города и даже района и от количества запросов, которые вы уже успели совершить.
К примеру, если искать билет с дорогого MacBook, цена будет выше, а если вы еще и живете в престижном районе города, то считайте, что и за это вам накинули тоже.
Стоимость одного и того же товара, найденного через телефон, будет отличаться от него же, найденного через настольный компьютер. История повторяется и с количеством запросов. Чем чаще вы будете проверять цену, тем больше она будет расти.
Авиакомпании играют на страхах людей — человек, который бесконечно обновляет страницу с предложениями агрегаторов и видит, что цена растет, считает, что это происходит по объективным причинам (билеты быстро разбирают, на них высокий спрос). В итоге, он покупает билет вдвое дороже, чем мог бы.
Специалисты на Хабре дают алгоритмы, которыми можно победить маркетологов:
Абсолютно такая же история - с отелями. Для туристов из разных стран стоимость номеров и выдача предложений отличается.
Один и тот же номер в Праге бронирующие из Индии забирают значительно дешевле, чем бронирующие из Исландии.
Другой вариант – на один и тот же номер в Праге покупателям из Исландии дают 19% «скидки», а покупателям в Индии все 39%. По факту цена отличается лишь на 17 рублей.
Матрица ценообразования у iTunes гигантская, она насчитывает множество показателей, которые зависят, в том числе, и от страны. В «дорогих» странах цены на приложения и музыку выше. Но ради экономии купить альбом в Apple Music или iTunes можно из других регионов. Алгоритм несколько сложнее, чем в предыдущих пунктах:
Как и в iTunes, в Amazon ценообразование достаточно сложное. Бывает, что один и тот же товар, в зависимости от региона доставки, стоит по-разному. Но поменять локацию с помощью VPN проще простого. Приведем пример на покупке книг. На сайте cheapriver.com можно сравнить цены на одну и ту же книгу в разных странах. Алгоритм здесь очень простой:
Когда вы заходите на сайты Microsoft или Adobe, вам автоматически показывается стоимость продуктов в вашей стране, т.к. сайты используют ваш IP для получения доступа к вашей локации. В разных регионах цена может отличаться очень прилично. Узнать цену в разных странах можно с помощью VPN. К примеру, покупаем Adobe Photoshop из России – здесь он стоит 1519,84 руб. Это — стоимость, которую вы увидите уже после расчета российского НДС и всех комиссий. Меняем IP-адрес на Австралию. Проверяем, опять же — с учетом всех налогов и местного аналога НДС: в перерасчете с австралийского доллара 1063 рубля. Покупая Adobe Photoshop в Австралии, а не в России, вы сэкономите около 450 рублей в месяц. Или 5400 рублей в год – уже хороший ужин в ресторане на двоих.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
Мария Архипова, председатель Ассоциации Адвокатов России за Права Человека:
- В первую очередь на стороне потребителя закон «О защите прав потребителей». Так, согласно ст. 10 ЗОЗПП потребитель вправе рассчитывать на то, что продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Именно за достоверной информацией и возможностью правильного выбора потребитель и заходит на сайты, продающие билеты, туры, путешествия, бронирование отелей в сети Интернет. Что касается цены, то требования к ней также описаны в той же статье: продавец обязан представить потребителю цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Если вы заходите на сайт продавца и там видите цену на товар, который интересует, то можно сказать, что формально все в порядке.
Разница в цене на один и тот же товар действительно не всегда объясняется торговой наценкой (разницей между закупочной ценой и ценой продажи).
Часто потребитель сталкивается с т.н. динамическим ценообразованием. Вы заходите на один и тот же сайт, и цена, например, на одно и то же место в одном поезде одного и того же маршрута меняется. Тут может быть множество факторов: начиная с момента, что, как это часто бывает, места «выбрасываются» постепенно, и цена меняется, и когда остается последнее купе и последняя нижняя полка – цена на них будет значительно выше, чем если бы вы зашли выбирать себе место в этом вагоне, где ни один билет еще не разобран.
То же касается и билетов на самолет, там низкая цена при покупке к тому же еще не означает, что позже вам не придется доплачивать за багаж или что-то еще.
В современных торговых системах товар или услугу могут продавать сразу несколько продавцов и агрегаторов. Какие-то продавцы могут быть отключены в приложении и мобильной версии сервиса, потому что не все заботятся об удобстве своих сайтов: не адаптируют ресурс под мобильные устройства, размещают кнопки в неочевидных местах, не задумываются о скорости загрузки. В таком случае вы можете найти билет от этого продавца в веб‑версии, но не найдёте в приложении, так и возникнет различие.
Всё чаще разница может быть обусловлена и недобросовестным маркетингом. Сами потребители часто пеняют на куки-файлы - фрагменты данных о пользователе, созданные сайтом, которые хранятся в вашем браузере. Такие файлы хранят информацию о том, что вы искали, когда последний раз были на сайте или в приложении. Они «запоминают» последние направления, даты и количество пассажиров, просматриваемые цены, какие билеты вы откладывали, дольше просматривали, какие маршруты прокладывали и т.д. По самым дешевым тарифам билетов мало, их сразу разбирают. И авиабилет по указанной цене могут продать за то время, что вы переходите на сайт. Или билеты на самолет сдают или не успевают выкупить — тогда они снова появляются в выдаче по актуальной цене, она также может меняться в зависимости от различных факторов.
Также необходимо напомнить о публичной оферте – предложение о сделке, адресованное всем – проще говоря – ценник в магазине, карточка товара на сайте, рекламный каталог и т.п. Зачастую это становится как раз поводом для продажи товара по цене, которая была указана при ознакомлении с товаром, и если дело дойдет до суда (как правило, вопрос решается в досудебном порядке путем переговоров), то выиграет потребитель, представивший подтверждение, что товар был предложен по более низкой цене, чем ему была озвучена при оформлении товара.