Ирина Мишина
11 мая следователи задержали трёх сотрудников филиала ПАО «Россети Сибирь» -«Красноярскэнерго» по уголовному делу о пожарах. Из-за них погибли 8 человек. Все они находились в очаге пожаров. Также следователи заявили о возбуждении первого уголовного дела после пожаров в Уяре. На скамье подсудимых окажутся трое сотрудников компании «Россети Сибирь» — «Красноярскэнерго». Их обвиняют в халатности, повлекшей смерть, причинении смерти по неосторожности и выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям жизни и здоровья потребителей. Мастер участка из Казачинского района находится под домашним арестом. Следователи считают, что причиной пожаров в Красноярском крае, помимо пала травы, стали короткие замыкания электропроводок и ЛЭП.
Как же вышло, что Россети оказались в числе подозреваемых? Ведь это не просто выгоревшая земля. Это еще сожженные дома и погибшие люди. Неужели качество проводов, безопасность трансформаторных станций нельзя было проверить заранее? Ведь по всему получается, что Россети попадают в число поджигателей, по вине которых разыгрались человеческие трагедии.
А ведь средства для проверки качества ЛЭП выделены немалые. Если верить рапортам генерального директора ПАО «Россети» Андрея Рюмина, мероприятия для подготовки электрических сетей группы «Россети» к надежной работе «были выполнены на 100%». И для этого были выделены немалые бюджетные средства. В сравнении с предыдущим годом объем финансирования ремонтной программы Россетей увеличился на 1,6 млрд рублей – до 71,5 млрд рублей! Об этом генеральный директор ПАО «Россети» Андрей Рюмин рассказал на Всероссийском совещании о ходе подготовки субъектов электроэнергетики к ОЗП 2021–2022 годов. Свидетелем этого бодрого рапорта стали министр энергетики РФ Николай Шульгинов и министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин.
Сейчас гендиректор Россетей по поводу качества этой самой подготовки ЛЭП не говорит ничего. Но виновных в Минэнерго уже нашли. Это несознательные дачники и главы муниципальных образований:«При техническом расследовании необходимо учитывать выполнение (невыполнение) профилактических работ на территории муниципальных образований и СНТ для подготовки к пожароопасному сезону. Например, подготовка объектов ТЭК (электростанций, подстанций) включает в себя очистку от сухостоя, проверку систем пожаротушения, подготовку персонала, профилактический осмотр и т. п.», — отчитались в министерстве. Ну конечно, вокруг ЛЭП надо было круглосуточную охрану ставить и создавать стерильные условия. Не иначе.
В Минэнерго нашли еще одного виновного. Это ветер. «При скорости ветра более 20 метров в секунду электросеть 0,4, 6-10 кВ не может работать штатно, то есть, без повреждения проводов, опор и изоляторов», - пояснили в министерстве.
Ну конечно же ветер, кто ж еще? В Россетях подчеркнули, что 6 и 7 мая ситуация с природными пожарами в Омской, Кемеровской и Иркутской областях, а также Красноярском крае резко ухудшилась именно из-за сильного ветра, порывы которого превышали 20 м/с. Именно это, по словам чиновников, привело к увеличению числа пожаров и работе сетевого комплекса в сверхнормативных условиях. «В связи с этим фиксировались масштабные отключения энергоснабжения потребителей, связанные как с повреждением линий электропередачи в результате воздействия пожаров», - рассказали «НИ» в Минэнерго.
Так или иначе, с середины апреля только в Сибири было зафиксировано 350 возгораний на сети электроснабжения. И неужели 71,5 миллиардов рублей, выделенных Россетям, было не достаточно, чтобы предусмотреть все риски? Но у наших чиновников, судя по всему, 4 главных виновника всех бедствий: лето, осень, зима и весна. И еще ветер в придачу.