Александр Сычев
Двигатель HAWC (Hypersonic Air-breathing Weapon Concept – Концепция гиперзвукового оружия на атмосферном двигателе) на ракете от Lockheed Martin проработал 327 секунд, а на X-51 Waverider, летные испытания которой компания Boeing провела в 2010 году, – 200 секунд.
«Это испытание установило рекорд продолжительности работы реактивного двигателя, и мы считаем, это переломным моментом на пути к восстановлению лидерства США, в том числе и в гиперзвуковом оружии», — порадовалась Стефани Томпкинс, глава Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA).
По официальному сообщению DARPA, за время работы гиперзвукового двигателя HAWC пролетела около 440 километров на высоте почти 20 километров. О достигнутой скорости представители управления сообщили только, что это был «умеренный гиперзвук». Исходя из раскрытых данных, ракета, если и превысила скорость в 5 Махов, то незначительно.
Тем не менее, проведенные испытания свидетельствуют о заметном росте технической готовности США к созданию собственного гиперзвукового оружия. А усилия предпринимаются поистине титанические. Только в бюджетном запросе Пентагона на 2023 финансовый год на разработку ракетного оружия большого радиуса действия, прежде всего, гиперзвукового, выделяется 7,2 млрд долларов. Исследования ведутся по более чем 70 программам. Из 17 испытаний гиперзвукового оружия, проведенных за последние 12 с лишним лет, десять были либо частично, либо полностью неудачными. Проблемы возникали в основном с ракетными ускорителями и гиперзвуковыми реактивными двигателями или scramjet, на которые Пентагон делает основную ставку.
По сути дела, существуют два пути создания гиперзвукового оружия. Первый заключается в разгоне некоего снаряда ракетным ускорителем до гиперзвука. После этого снаряд переходит в стадию свободного скольжения, совершая маневры во время полета к цели.
Второй путь требует сверхзвукового носителя. Таковым может послужить современный истребитель или ракетный ускоритель меньших размеров, чем в первом случае.
Для того чтобы в scramjet загорелось топливо, необходим сверхзвуковой поток атмосферного воздуха. Поддерживать горение на гиперзвуковых скоростях столь же сложно, как зажечь свечу во время урагана. Отсюда и возникавшие проблемы и неудачи.
Разрабатывали эту новую ракету воздушного базирования совместными усилиями DARPA, Исследовательская лаборатория ВВС США, компании Lockheed Martin и Aerojet Rocketdyne. Контракт стоимостью около 928 млн долларов на разработку версии HAWC (в рамках этой программы работают многие компании, в частности, корпорация Raytheon Technologies в 2021 году также, как говорят, провела успешные испытания своей версии ракеты) Lockheed Martin получила в апреле 2018 года.
Военно-воздушные силы намерены использовать оружие для нанесения ударов по наземным целям. В компании решили, что ее HAWC заинтересует также и военно-морские силы. Руководство Lockheed предложило морякам подготовить версию с базированием на многоцелевом истребителе F-35C.
В ходе нынешних испытаний ракету HAWC подняли в воздух бомбардировщиком B-52 Stratofortress. После отделения от носителя заработал обычный твердотопливный ракетный ускоритель, а на сверхзвуковой скорости включился scramjet. Он-то и разогнал снаряд до «умеренного гиперзвука».
Двигатель создала компания Aerojet Rocketdyne, воспользовавшись наработками компании Pratt & Whitney, которая сконструировала свой scramjet для X-51 Waverider от Boeing.
По имеющимся сведениям, разогнанный снаряд летел по стабильной траектории. В будущем предполагается, что он сможет маневрировать в середине полета, чтобы избежать перехвата. Но для этого предстоит решить немало сложнейших технических задач и, прежде всего, обеспечить аппарату устойчивую связь с внешним миром, что необходимо для ориентации в пространстве и уклонения от средств противодействия противника, а также оснастить его высокопроизводительным компьютером, устойчивым к огромным перегрузкам, для выполнения маневров и точного наведения на цель.