Posted 19 апреля 2022, 06:14
Published 19 апреля 2022, 06:14
Modified 7 марта, 12:22
Updated 7 марта, 12:22
Александр Сычев
Компания намерена предложить его не только своему главному заказчику – Морской пехоте, но также военно-морским силам США в надежде получить долю в программе «Будущая ударная платформа вертикального взлета морского базирования» (FVL-MS).
Тилтротор или конвертоплан, по сути дела, гибрид вертолета и самолета. При взлете и посадке поворотные двигатели создают вертикальную подъемную силу, а в полете – горизонтальную тягу. В этом случае подъемная сила, как на самолете, обеспечивается крылом.
Идея очень привлекательна тем, что позволяет использовать небольшие, даже необустроенные посадочные площадки размером 45 на 45 метров, а в полете развивать самолетные скорости.
Однако при очевидных достоинствах у подобных транспортных средств есть и значительные недостатки. Они заключены в сложном поворотном механизме – его не просто обслуживать, а пилот должен обладать высокой квалификацией, чтобы не совершить ошибки при изменении угла ротора. Эта операция нередко приводит к катастрофам. За годы своего существования конвертоплан терпел катастрофы около 20 раз, в последний – в марте нынешнего года в Норвегии во время учений «Cold Response» («Холодный ответ»).
Тем не менее с 80-х годов прошлого века американские вооруженные силы широко использовали аналогичные машины V-22 Osprey, созданные совместно компаниями Bell и Boeing. Пытались их продавать другим странам, но торговля не задалась – уговорили только Японию.
Новая модель компании Bell не только значительно меньше V-22, но еще и беспилотная. Это сразу дает пару преимуществ перед пилотируемым предшественником. При аварии пилоты не пострадают, так как их нет, и компьютер не должен, по идее, ошибаться. На кораблях военно-морских сил можно разместить больше V-247 Vigilant, чем V-22 Osprey. Лопасти складываются, а крыло вместе с роторами разворачивается вдоль корпуса. Получается очень компактно – по своим габаритам беспилотный конвертоплан помещается в ангар любого корабля ВМС США и Морской пехоты, на котором используются вертолеты.
Максимальная взлетная масса Vigilant составляет около 13 тонн. Osprey – от 23 до 28 тонн. V-247 развивает максимальную скорость до 570 километров в час. V-22 – 509 километров в час. Боевой радиус полета Vigilant достигает 830 километров. Osprey – 690 километров. Максимальная полезная нагрузка на внешних подвесках и во внутреннем грузовом отсеке беспилотника составляет около шести тонн, V-22 – больше шести тонн.
Летать и таскать тяжести М-227 помогают два двигателя Rolls-Royce 1107C с раздвоенным воздухозаборником и одним кормовым выхлопом, которые обеспечивают мощность в 7 тыс. лошадиных сил.
Планер построен с применением композиционных материалов. Для повышения подъемной силы, улучшения топливной эффективности и увеличения дальности полета крыло, в отличие от Osprey, за мотогондолами продолжено и заканчивается винглетами.
Впервые информация о работах над V-247 появилась в 2016 году. Тогда командование Морской пехоты, главного эксплуатанта конвертопланов в США, задумалось о новых транспортных средствах, более надежных и экономичных. А мода на автономность подтолкнула еще и к беспилотному варианту. Конструкторы утверждают, что заказчики останутся довольны. Надежность системы они даже зашифровали в ее цифровом индексе. 247, то ли в шутку, то ли всерьез, они расшифровывают так – машина будет работать 24 часа семь дней в неделю.
В компании Bell постарались сделать Vigilant универсальной воздушной платформой за счет разнообразной оснастки и вооружения. В базовую комплектацию V-247 входит набор радиоэлектронного оборудования различного назначения – средства наблюдения, навигации. В подвесные контейнеры можно установить достаточно радиолокационную станцию обнаружения и слежения, лазерный целеуказатель, средства ведения радиоэлектронной борьбы и разведки и многое другое. Под носовой частью помещается сферическая оптико-электронная станция со стандартным набором приборов наблюдения оптического диапазона.
Платформа совместима со многими из существующих систем вооружений. С нее можно запускать управляемые ракеты AGM-114 Hellfire и бомбы Textron Fury, ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9X Sidewinder и торпеды для поражения морских целей, а также много другое.
Конвертопланы V-22 Osprey нещадно критиковали за чрезмерную дороговизну – более 70 млн долларов в ценах 2015 года и около 15 тыс. долларов за час полета. Это в несколько раз дороже любого вертолета. Заявленная стоимость нового беспилотника около 20 млн долларов. Такая цена может заинтересовать многих в вооруженных силах США и, не исключено, на внешних рынках.