Как известно, 13 апреля Путин провел совещание по развитию Арктической зоны, на котором потребовал не откладывать реализацию проектов в Арктике, несмотря на санкции, сообщает ТАСС. Северный завоз должен пройти четко и без сбоев, российская Арктика должна быть полностью обеспечена товарами, добавил президент. Путин предложил определить единого оператора Северного завоза в Арктику по морю и ведомство-координатора этой работы в целом.
Проекты по ликвидации накопленного экологического ущерба в Арктике должны быть продолжены в полном объеме, заявил президент. Россия открыта к сотрудничеству со всеми заинтересованными партнерами по проектам в Арктике, добавил он.
Кроме того, Путин дал понять участникам, что подход к реализации больших строек в стране меняется, и в частности, поручил РЖД, «Газпрому» и всем причастным начать уже в этом году строительство Северного широтного хода – довольно сложного и очень дорогого проекта.
Если раньше вопрос строительства СШХ был исключительно экономическим, то сегодня ситуация меняется, пишет канал «Экономика». Самый простой путь в этом направлении – начать строить жилье, стимулируя его льготной ипотекой и программами переселения граждан из ветхого и аварийного фонда. Но наращивать только жилой фонд - это тупиковый путь. Эта инфраструктура не генерирует доход.
Поэтому государству необходимо строить, но строить с умом. Возводить объекты, укрепляющие экономику – промышленные комплексы и транспортные магистрали, которые принесут доход.
Первым шагом в реализации такой стратегии, похоже, и станет СШХ. Важно, что власти понимают: поддержка строительной отрасли, инфраструктурные кредиты должны работать на реальную экономику. Ямальский СШХ - наиболее проработанный региональный проект, поэтому по факту Путин поддержал его реализацию первым.
Этот проект включает в себя строительство мостов через Обь и Надым, прокладку ЖД-путей и участков автодорог. Стоимость строительства оценивается в 300 млрд рублей. Для России запуск СШХ имеет колоссальное значение. Дорога позволит удешевить транспортировку грузов с месторождений Ямала, разгрузить забитые до отказа БАМ и Транссиб, тем самым переориентировать на восток экспорт нефти и газа.
Для жителей арктических регионов, а также близлежащих Урала, Сибири, Дальнего Востока строительство СШХ означает развитие инфраструктуры, рост качества жизни, новые рабочие места.
Комментируя это событие, журналист Павел Пряников пишет:
«Надеюсь, наконец-то и Севморпуть интенсифицируют – глядя на стоимость морского фрахта, который взлетел до небес (стоимость отправки контейнера судном из Шанхая в Роттердам - $10-12 тыс.). И глядя на стоимость топлива. Экономия на 2-3 тыс. км пути по СМП выйдет знатная.
Например, на путь из Северной Европы в Китай по СМП среднему контейнеровозу нужно потратить 25 дней и около 600 тонн судового топлива. Маршрут через Суэцкий канал займёт 35 дней и около 900 тонн топлива. Экономия не только во времени, но и в деньгах. В среднем – $0,7-0,8 млн. за рейс.
«Безусловно, и мы сталкиваемся с проблемами, но для нас открываются альтернативные возможности, варианты и новые окна возможностей», - высказался Путин. Севморпуть - это как раз одна из возможностей.
Второе – это современные новые поселения, связанные и с добычей природных ископаемых, и с обслуживанием СМП.
Когда на Ямале начали разработку газового месторождения у поселка Сабетта в 2002 году, то в нём проживало 19 человек. Сейчас это 30-тысячный населённый пункт с международным аэропортом. Добыча газа и производство СПГ дала старт этому городу в Арктике. И сложно найти ещё какое-то поселение в России, которое за последние тридцать смогло вырасти практически с нуля до численности в десятки тысяч человек.
И третье актуальное направление – экологическое. Это, к примеру, очистка Арктики от старого железа и прочих отходов жизнедеятельности человека. Пример этой проблемы. В 2012 году Русское географическое общество совместно с Фондом полярных исследований полностью очистило территорию острова Земля Александра. В ходе работ на нем было собрано, очищено и спрессовано 47,5 тысячи стальных бочек общей массой 1892 тонны (кстати, по нынешним ценам этот металлолом потянул бы на $1 млн.). Утилизировано 1744 тонны различных горюче-смазочных материалов. А всего было собрано вывезено 4119 тонн различного металлического лома и 4797 тонн прочих твёрдых отходов…»