Posted 28 марта 2022, 09:35
Published 28 марта 2022, 09:35
Modified 7 марта, 12:22
Updated 7 марта, 12:22
Александр Сычев
Британская корпорация BAE Systems завершила на Аляске испытания прототипа гусеничного двухсекционного вездехода с активным прицепом BvS10 Beowulf и предложила его Соединенным Штатам, которые приняли программу обеспечения вооруженных сил арктическим транспортным средством (CATV).
Идею двухсекционного вездехода конструкторы BAE Systems позаимствовали у шведской компании Hägglunds, которая еще в 1974 году применила подобную компоновку в своем вездеходе Bandvagn 206. Впрочем, говорить «позаимствовала» неправильно. Она владеет и идеей, и всеми связанными с ней технологиями. В 1997 году британская компания Alvis купила Hägglunds, как говорится, с потрохами, а в 2004-м и сама была поглощена BAE Systems. Так англичане стали обладателями шведских технологий, конструкторских и производственных мощностей. Новый вездеход создавался в шведском городе Лулео, а испытывался в суровой Лапландии, шведской Арктике.
На Аляске Beowulf с июня прошлого года демонстрировал свои возможности американским военным. Испытания включали в себя амфибийные операции, навигацию по местности разного уровня сложности, запуск и эксплуатацию в экстремально холодную погоду. Температура окружающей среды во время испытаний падала порой до 45 градусов мороза. А однажды машина попала в один из самых сильных зимних штормов в истории Аляски и выжила.
Это случайное климатическое излишество дало Марку Сигнорелли, вице-президенту по развитию бизнеса в BAE Systems Platforms & Services, возможность заявить, что «Beowulf продемонстрировал стопроцентную готовность. Он создан для арктических миссий и является идеальным решением для американской программы CATV».
BvS 10 аналогичен старым моделям BV 206 и BV 206S, которые стоят на вооружении ряда стран, включая США. В гражданской комплектации – это гусеничная, не бронированная машина. Перевозить людей и грузы можно в любой из двух секций. В военном варианте на нее можно навесить броню и установить вооружение.
Испытания показали, что BvS10 способен преодолевать глубокий снег, голый лед, песок, грязь и болота и работать в гористой местности. Шарнирная система соединения обеспечивает высокую маневренность и проходимость. Если одна часть транспортера застревает, другая за счет собственной тяги вытаскивает ее.
Вездеход плавает и может использоваться не только во внутренних водах, но и в прибрежной морской полосе. Его модульная конструкция пригодна для выполнения различных задач, таких как материально-техническая поддержка, ликвидация последствий стихийных бедствий и гуманитарная помощь, поисково-спасательные работы и ведение активных боевых действий.
При собственном весе семь тонн Beowulf может перевозить до восьми тонн грузов – три тонны на передней части и пять на задней. На транспортере могут разместиться до 14 человек в довольно комфортабельных условиях. Компания привлекла дизайнеров, которые постарались создать в вездеходе довольно высокий уровень комфорта и эргономичности, а также упростили техническое обслуживание машины.
На новый вездеход установлен более мощный, чем на прежних моделях, дизельный двигатель с турбонагнетателем корпорации Cummins объемом 5,9 литра. Шестиступенчатая автоматическая коробка передач Allison позволяет разогнать вездеход до 80 километров в час на дороге и до четырех километров в час на воде. Причем никаких приготовлений к передвижению по воде не требуется – вращающиеся гусеницы приводят вездеход в движение. При установке дополнительных баков Beowulf может пройти до тысячи километров без дозаправки и до 400 км в стандартной конфигурации топливной системы.
Видовой особенностью конструкции вездехода являются особые гусеницы из прочного комбинированного резинометаллического материала. Они покрывают площадь под вездеходом почти на 80%. Это значительно уменьшает вероятность посадки вездехода на днище и снижает давление на грунт до 50 кПа. В результате Beowulf свободно передвигается по тундре, незначительно нарушая верхний тонкий слой почвы.
Обкатав Beowulf на Аляске, компания BAE Systems надеется принять участие в американской программе CATV, нацеленной на полную замену устаревшего парка малых машин поддержки подразделений BV 206, созданных шведской компанией Hägglunds. С конца 70-х годов прошлого века было выпущено более 11 тыс. вездеходов, используемых сегодня в более чем в 37 странах мира. Значительная часть из них находится на вооружении США.
Арктические качества Beowulf сегодня особенно важны для Соединенных Штатов, которые в 2019 году приняли специальную арктическую стратегию, нацеленную на достижение американского превосходства в регионе. А до этого на протяжении многих десятилетий стратегические интересы Вашингтона лежали настолько далеко от Арктики, что даже ледокольные флот США практически перестал существовать.
Арктика не представляла интереса, пока не изменился климат Земли. В арктических широтах с каждым годом становится все теплее, льды отступают и открывают не только новые, более выгодные транспортные пути, но и делают доступными имеющиеся в регионе запасы полезных сырьевых ресурсов, включая природный газ и нефть.
«Арктика становится настоящей сокровищницей природных ресурсов, которых на планете становится все меньше. США крайне встревожены тем, что из-за таяния льдов Россия получит доступ к этим богатствам, — говорит Константин Блохин, ведущий эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН. – Соединенные Штаты имеют виды на Северный морской путь, который во многих отношениях выгоднее Суэцкого канала».
Сегодня США стараются быстро нарастить свою военную мощь в Арктике. Ежегодно проводится до 20, в том числе и совместно с союзниками по НАТО. США приняли программу строительства ледокольного флота, а также военных кораблей, которые способны действовать не только в теплых южных морях, но и заходить за Полярный круг. Американские подводные лодки стали завсегдатаями под льдами Ледовитого океана и все чаще совершают показательные всплытия.
Вездеходы Beowulf хорошо вписываются в предпринимаемые США усилия. На этом британская корпорация и строит свой расчет.