Сергей Митрошин
Как всегда, мы говорим о кино, но имеем в виду то, чем оно задевает нас сегодняшних в нашей повседневности. В данном случае речь идет о последнем каннском фестивале и высокой оценке фильма Майкла Шоуолтера «Глаза Тэмми Фэй» (Актриса Джессика Чейстен удостоилась «Оскара» за главную женскую роль).
Для меня же самым удивительным было, как «прочитан» этот фильм в России. Как разоблачение религиозного ханжества в Америке. Как фальшивость протестантской этики вообще. Как очередной реверанс в сторону гей-пропаганды. И как то, что меркантильность побеждает служение Богу, правильное у нас и неправильное у католиков и протестантов Запада.
На самом деле, все не так.
Феномен телеевангелистов, скорее, нам открывает простодушие американцев, поддающихся на очень незамысловатые уловки телеубеждения. Наши герои – чета реальных в жизни Фэй и Джимми Беккеров – вообще никак не старались облапошить аудиторию. Они и сами «верили», по крайней мере, вначале. По сути, они все время произносили одни и те же слова: «Бог вас любит. Бог вас правда любит. Правда-правда». И произносили их с огромной искренностью. Причем, этого вполне хватало, чтобы воодушевить американцев, посеять в них хорошее настроение и настроить на американскую мечту. Точно также Никита Хрущев «продавал» советскому обществу коммунизм, а Брежнев – советский социализм.
Неверно думать, что Беккеры были прожженными коррупционерами и обманщиками.
Они, конечно, получали немалые гонорары за свои выступления, но не бОльшие, чем, скажем, сегодня Соловьев за свои тысячечасовые политические эфиры. И даже вот посмотреть по материальным результатам, что потом им поставили в вину.
Да, купили маме Фэй дорогую шубу (позже она не отдала ее коллекторам), поставили кондиционер для собаки – очень человечно, кстати; потратились на позолоченные (даже не золотые) светильники в ванной комнате, в общем, слезы. Это совсем не вилла Соловьева в Италии. Но, конечно, вы правы, все равно это были деньги жертвователей на богоугодные дела. Которые тоже были отняты у больных и страждущих. Или, как бы у нас сказали, у пенсионеров.
Очень рассердила россиян гей-тема – в фильме и в жизни Фэй Беккер.
Так, рядовой «глубинный» кинозритель свято уверен, что гейская тема в Америке и на Западе – это всего лишь дань ложно понимаемой политкорректности. Оттого-то они, западные кинопроизводители, в каждый фильм и вставляют то гея, то афроамериканца, прямо задолбали нас всем этим. Инверсия же привела к прямо противоположному. О геях теперь в России не говорят, они – враги народа, «черных» не любят, будто мы сами живем теперь на американском Юге в пятидесятых годах прошлого века, а больных СПИДом так и нет больше в природе. Поскольку настоящий патриот СПИДом не болеет.
Тем не менее, будет любопытно узнать, что Фэй Беккер предвосхитила тренд либеральной толерантности еще тогда, когда американское общество находилось под давлением «прототрампистов» – республиканских традиционалистов эпохи президентства Рональда Рейгана, которому телесеть Беккеров «Хвалите Господа» поставляла электорат. Ее с Джимом Беккером канал сильно поддержал Рейгана, но параллельно Фэй брала скандальное интервью у больного СПИДом (к слову сказать, этот больной пережил и Фей Беккер, и Джимми Беккера), а относительно геев твердила такую революционную мантру, что Бог любит ВСЕХ, «правда-правда», за что в конечном итоге и поплатилась. Поскольку начались череда скандалов, развод с мужем, травля таблоидов.
Важная тема, порожденная фильмом – значение «искусства убеждения», то есть пиара.
Если убеждение – прямая и недвусмысленная функция телепроповедников, чуждая, например, православию, а также источник их заработков, то относительно самой функции российское общество так и не определилось.
Говорят, что есть хороший пиар и «черный пиар». Пиарить против фашистов – это хорошо, образ «дяди Сэма» возник во время американо-британской войны и очень хорошо поработал во время Второй мировой войны против гитлеровского нацизма. Продвигать во власть негодяев – это плохо. То есть всё неоднозначно с «убеждением». Хотя в перевернутом российском обществе недавнего общепризнанного «мастера убеждения», который распространял много странных идей, хоронили с огромными государственными почестями, как героя.
Во всяком случае, либеральному российскому дискурсанту очевидно, что зарабатывать на транслировании абстрактных примет божьего промысла не так разрушительно, как убеждать в необходимости гонки вооружения и мытья сапог в Индийском океане. Но последнее называется благородно «политтехнологией» и экспертизой, а то и острым парламентским высказыванием, а осуждают, наказывают почему-то каких-то жалких телепроведников.
В 1988 году Джим Беккер (его играет Эндрю Гарфилд, не хуже, чем Джессика Честейн) получил 45 лет тюремного заключения за мошенничество, а Фэй Беккер, растратив свое обаяние, не справилась с ролью стареющей звезды и умерла от рака в 2007 году. Об этом и была эта «true story» (англ: реальная история).