«Через несколько месяцев начнется приём студентов в высшие медицинские заведения.
Кто придёт? Что будет из них, что получится? Какие придут на смену врачи? Это очень острые вопросы сейчас.
Мне удалось пообщаться с готовящимися к выпуску молодыми врачами, это было в одном из московских вузов. Думаю, картина того, что я увидел ровно такая, как и во всех подобных вузах.
Мы откровенно общались, было пятнадцать человек.
И я заметил, что есть интересный тренд, точнее, тренд удручающий и пугающий.
За последние два года все на собственной шкуре почувствовали, что происходило в здравоохранении Российской Федерации. Все ощутили эти прелести.
Так вот, я спросил у молодого хирурга: вижу, у тебя всё получается, рука набита, а как много среди твоих сокурсников тех, кто умеет «делать руками»?
Из этих оставшихся 14 человек, по его словам, пятеро сказали, что однозначно не останутся в медицине. И это решение они приняли за последние годы, когда всё это (пандемия и т.д. - прим. "НИ") началось.
Почему так получилось? Во-первых, всех разогнали, ведь у нас была опасная инфекция, которая валила всех направо-налево.
Во-вторых, даже когда она попадали на практику, максимально, что им давали делать, например, на поликлиническом уровне, это стоять как истуканам и заниматься термометрией.
И это очень тяжело, когда человек подготовлен, у него большой кладезь знаний, а он вдруг занимается тупой, примитивной работой, а самое главное, никому не нужной.
И, конечно, весь интерес падает, уходит.
И вот у нас треть из этих молодых людей «отлетела».
Из тех, кто что-то делал, осталось четыре человека. Из них двое пошли в красную зону – сугубо за деньгами: одному нужно проплатить ординатуру, другому не возвращаться в свой регион, то есть хочет остаться Центральном федеральном округе. Двое что-то руками делают.
Пять из оставшихся, то есть будем говорить 30% из опрошенных, не делают руками вообще ничего.
Хорошо, я допускаю, что это будет относиться к терапевту, к дерматовенерологу, ещё как-то… А любые хирургические специальности?
То есть у нас уже идут большие потери. У нас и так врачи ушли, а сейчас врачи и не придут. Это большие потери, а впоследствии - большой коллапс для всего здравоохранения.
Если не вносить в него изменения, и, самое главное, в подготовку кадров, то оптимистично - это пять лет, пессимистично - это три года, и у нас будут в этой сфере очень-очень большие проблемы.
...Кстати, по нашему законодательству, если медсестра не может выполнить нужные врачебные манипуляции – а сейчас есть медсёстры, которые даже клизму поставить не могут, и это не шутка, это факт, - должен прийти врач, и сделать.
И что получается: приходит сестра к врачу и говорит, я не могу поставить капельницу, не могу попасть в вену, врач должен пойти и поставить сам, потому что он написал назначения, и назначения должны быть выполнены.
А прокурора потом не будет интересовать как, кто, почему не выполнил назначения, виновным будет врач, поэтому он должен пойти и сделать».
Целиком интервью с Денисом Ивановым можно посмотреть здесь.