Александр Сычев
В ВМС США уже лет пятнадцать присматривались к имеющимся на рынке возможностям обзавестись более совершенными радарами, осмысляли собственные желания. В 2010 году, наконец, выбрали компании Northrop Grumman, Lockheed Martin и Raytheon и предложили им разработать радар в диапазоне частот дециметровых и сантиметровых длин волн (S-диапазон).
Перед ними поставили задачу – нужно увеличить время, чтобы корабли успевали отреагировать на возникающую угрозу. Современное оружие становится все более дальнобойным, скоростным, скрытным и точным. Соответственно, новый радар должен был видеть дальше, несмотря на помехи противника и природы, и быть более чувствительным.
В 2013 году из предложенных вариантов Агентство по противоракетной обороне выбрало компанию Raytheon и предоставило ей 386 млн долларов на доведение проекта до ума. В 2016 году первый SPY-6 испытали на полигоне на Гавайях.
Насколько новый радар способен противостоять помехам в компании умалчивают, раскрыв лишь некоторые детали контракта и характеристик системы.
Флот получит радары, относящиеся к семейству SPY-6. Их вариации обозначаются цифрой от 1 до 4, приставленной к латинской букве V.
Радар противовоздушной и противоракетной обороны V1 – самый большой в семействе. Он неподвижен, имеет четыре грани по 37 радарных модульных сборок в каждой. Этими радарами будут оснащены строящиеся эсминцы Arleigh Burke класса Flight III. V2 – небольшой вращающийся радар с одной гранью на девять модулей. Его планируют использовать на амфибийных кораблях и авианосцах класса Nimitz. V3 имеет три поверхности по девять блоков каждая. Он будет установлен на новых авианосцах класса Ford, а также фрегатах Constellation. Радар V4, как и V1, имеет четыре поверхности, но по 24 блока каждая. Его установят на модернизируемые эсминцы Arleigh Burke класса Flight IIA.
Радары собираются из отдельных блоков, похожих на ячейку пчелиных сот. Каждый модуль представляет собой автономный радар объемом около 0,2 кубических метра. Вот из этих блоков компания Raytheon собирает четыре варианта антенн.
Ячейки, объединенные программой, делают SPY‐6 в 30 раз более чувствительным, чем выпускавшийся до недавних пор SPY-1D. Он способен обнаруживать и отслеживать цель вдвое меньшего размера и с удвоенной дальностью. Антенна, состоящая всего лишь из девяти блоков, обеспечивает ту же чувствительность, что и радар SPY‐1 предыдущего поколения, развернутый на кораблях военно-морских сил США в настоящее время.
Новый радар полностью совместим с ракетами семейства Standard Missile, также созданных компанией Raytheon. И кроме того, при необходимости радар может концентрировать излучаемые блоками электромагнитные импульсы в направленный луч и ослеплять им электронику самолетов, кораблей и ракет противника, то есть и сам может быть оружием.
Радар подключается к любой системе управления боем. По нескольким различным сетям он поддерживает связь с радарами других производителей и системами вооружений. SPY-6 в любом варианте комплектации обнаруживает и отслеживает баллистические и крылатые ракеты, самолеты и надводные корабли в любом направлении на 360.
Появление SPY-6 – новый этап в развитии радиолокационного оборудования для военно-морских сил США. «Впервые разработано единое семейство корабельных многофункциональных радиолокационных станций», — пишет обозреватель The Defense Leak, намекая, вероятно, на грядущую унификацию. А это – упрощение системы обслуживания и поставок запчастей, обучения операторов и их взаимозаменяемость, экономия, наконец.
Но едва ли Spy-6 будет установлен на всех кораблях ВМС США. В этом случае в течение 40 лет, таков срок службы радара, этот рынок будет закрыт для других компаний. С такой перспективой едва ли согласятся конкуренты Raytheon Technologies – корпорации Northrop Grumman и Lockheed Martin и некоторые другие. Они тоже занимаются разработками систем обнаружения, тратят немалые средства и, нетрудно догадаться, хотели бы компенсировать свои расходы.