Posted 13 октября 2021,, 09:32

Published 13 октября 2021,, 09:32

Modified 7 марта, 13:08

Updated 7 марта, 13:08

Незамеченная сенсация: Россия создает летающий радар-беспилотник для дальних целей

Незамеченная сенсация: Россия создает летающий радар-беспилотник для дальних целей

13 октября 2021, 09:32
Фото: АО «Кронштадт»
Иногда случается так, что новости, значение которых просто невозможно переоценить, не вызывают особого ажиотажа в СМИ, да и аудитория воспринимает их спокойно. Вот и сейчас случилось нечто подобное: компания-разработчик российских БПЛА озвучила настоящую сенсацию, но никакого ажиотажа по этому поводу не наблюдается.
Сюжет
Авиация

Виктор Кузовков

А ведь по своему значению информация, обнародованная генеральным конструктором АО «Кронштадт» Николаем Долженковым, находится примерно на одном уровне с созданием гиперзвуковых ракет или ядерных подводных беспилотников «судного дня». Но давайте по порядку…

10 октября, в эфире телеканала «Звезда», упомянутый выше спикер заявил, что в России создан беспилотник дальнего радиолокационного дозора. По его словам, это «аналог А-50 и перспективных самолетов этого направления». Для лучшего понимания скажем, что А-50 (и его модификация А-50У) на данный момент является основным российским самолетом дальнего радиолокационного обнаружения и управления, созданным на базе транспортного самолета большой грузоподъемности Ил-76. Основной задачей этого самолета (как и его зарубежных аналогов) является обнаружение воздушных целей на большой дистанции, наведение на них средств воздушного перехвата, общая координация сил и средств ПВО на определенном участке боевого соприкосновения. Это, говоря проще, летающий радар, заодно выполняющий и функции летающего командного пункта.

А-50, созданный примерно в начале 80-х годов прошлого века, на данный момент уже изрядно устарел. Увы, ситуацию не спасают даже периодические модернизации самолета и бортового оборудования, хотя они и позволяют поддерживать боеготовность этой машины на, скажем так, терпимом уровне. Нет, если бы не появление у вероятного противника самолетов-невидимок и целого ассортимента крылатых ракет, он бы еще послужил. Но, увы, возможности машины уже почти исчерпаны, и военными было принято решение о создании нового самолета ДРЛОиУ А-100 «Премьер». По имеющимся данным (весьма скудным, нужно признать), новый летающий радар российских ВКС сможет обнаруживать и одновременно сопровождать до 300 целей на дистанции до 650 километров. Самолет будет оснащен новейшим радиолокационным комплексом на основе активной фазированной решетки, сможет более уверенно отслеживать низколетящие цели типа крылатых ракет, осуществлять целеуказание для ракет, выпущенных самолетами-перехватчиками и наземными зенитно-ракетными комплексами, а также ретранслировать сигналы других самолетов, беспилотников, наземных пунктов управления и так далее.

Все это, конечно, замечательно. Но есть один большой недостаток – цена. Например, стоимость самолета А-50У оценивается в 330 миллионов долларов. За штуку. И при том, что нужда в подобных самолетах у нас огромна, построить воздушный флот из нескольких десятков самолетов ДРЛОиУ кажется задачей почти неподъемной. Отчасти это подтверждается и примером уже устаревшего А-50 и А-50У – за все время, с начала 80-х годов, был построен всего 31 такой самолет. Нет особых сомнений и в том, что новый вариант, А-100 «Премьер», окажется еще дороже, хотя бы на первых порах.

Вместе с тем, опыт недавних локальных конфликтов показывает, что самолеты ДРЛО являются незаменимым инструментом как для обеспечения надежной ПВО, так и для координации усилий ВВС при уничтожении вражеских средств противовоздушной обороны, в том числе, истребительной авиации противника. А это, без преувеличения, залог победы в современной войне. Поэтому хотим мы того, или нет, а вкладываться в современные самолеты ДРЛО нам придется…

Для людей, совсем далеких от военной тематики, поясним один момент. Дело в том, что радиолокатор, пригодный для наведения зенитных ракет, практически не в состоянии заглянуть за горизонт. И единственным надежным способом обнаружить низколетящие самолеты и ракеты противника, прячущиеся под радиогоризонтом, является как раз вынесение антенны радиолокатора ЗРК на как можно большую высоту. Современные наземные ЗРК используют для этого специальные телескопические мачты, дающие выигрыш в несколько десятков метров по высоте и, соответственно, в несколько десятков километров (в некоторых случаях) по дальности обнаружения воздушных целей. Но и этого бывает мало для того, чтобы ЗРК гарантировано выигрывал дуэль у ударного самолета – самолет отнюдь не беззащитен, он имеет средства поражения, способные поразить ЗРК на дистанции более сотни километров, и каждый километр дальности обнаружения цели может быть в прямом смысле фатальным.

Радикально решить эту проблему можно с помощью выноса радара на максимально возможную высоту. И летающий радар – пока лучшее из возможных решений. Самолет, летящий на высоте примерно 10 километров, отодвигает горизонт на сотни километров, и спрятаться от него на малой высоте становится просто невозможно. Правда, возникает другая проблема – цель с малой эффективной площадью рассеяния может потеряться в сигналах, отраженных землей. Но это решается с помощью более совершенной электроники, поэтому принципиально не опровергает наш тезис о превосходстве летающего радара над наземным.

Для России ситуация усугубляется еще и тем, что огромные территории русского Севера практически не освоены. Увы, но при атаке через Северный полюс и Сибирь вероятный противник имеет отличные шансы незамеченным пролететь до Новосибирска или Омска, поразив хоть критически важную инфраструктуру (например, Транссиб), хоть сами эти (или другие) города нашей страны. Сейчас защиту этих территорий с воздуха осуществляет, в основном, перехватчик МиГ-31. И это, конечно, лучше, чем ничего…

И все-таки будем откровенны – возможностей даже самого современного истребителя-перехватчика в данном случае явно недостаточно. При собственном боевом радиусе в 700 километров и относительно небольшой продолжительности полета говорить о сплошном покрытии огромных северных территорий РФ просто не приходится. Поэтому в случае достаточно массированного удара по России с помощью крылатых ракет мы можем с очень большой вероятностью прогнозировать потерю сотен предприятий и критически важных инфраструктурных объектов, в том числе мостов через сибирские реки. А это, без преувеличения, просто расчленение страны. Добавим к этому дороговизну эксплуатации МиГ-31, его малую пригодность к воздушному бою с современными истребителями на других театрах военных действий, и станет ясно, что нам было бы очень и очень желательно радикально изменить систему противовоздушной обороны страны, особенно, в части защиты её северных рубежей.

И именно в таком ракурсе новость о создании беспилотного летательного аппарата дальнего радиолокационного обнаружения выглядит очень и очень перспективно. Но для начала давайте определимся с тем, что же авиаконструкторы предлагают армии.

Хотя в интервью Николая Долженкова не было произнесено названия БПЛА, мы почти с полной уверенностью можем сказать, что речь идет о проекте «Гелиос РЛД», или просто «Гелиос». Информация об этой разработке уже несколько лет просачивается в СМИ, и некоторая информация о новом беспилотнике все-таки есть.

«Гелиос» - беспилотный летательный аппарат традиционной схемы, с крытом большого удлинения, с одним толкающим (расположенным сзади) двигателем. При длине примерно 12,5 метров размах крыльев составляет более 30 метров. Практический потолок «Гелиоса» - 11 000 метров, он способен провести в воздухе более 30 часов подряд, а его полезная нагрузка при этом составляет примерно 1 000 килограммов.

Под фюзеляжем беспилотника расположен большой продольный плоский радиопрозрачный обтекатель, в котором размещена двусторонняя антенна радиолокатора. По информации, озвученной Долженковым ещё год назад, в качестве радара на новом БПЛА будет использован фрагмент новейшей РЛС, разработанной для самолета ДРЛОиУ А-100 «Премьер». В лобовой части планера есть еще один обтекатель, но там, предположительно, будет размещаться аппаратура связи, навигации, целеуказания и так далее.

Да, можно сразу отметить, что двусторонний радар имеет определенные недостатки в сравнении с радаром кругового обзора. Но и плюсов у него достаточно – он существенно проще, что весьма важно при установке на беспилотник, он может быть даже более мощным и эффективным по дальности, пусть и в меньшем секторе обзора. А кроме того, с большой долей вероятности можно предположить, что такая схема окажется существенно дешевле. А это в нашем случае чрезвычайно важно…

Кроме того, нужно понимать, что энергетические возможности беспилотника далеки от аналогичных возможностей того же Ил-76. Это очень важно, поскольку от мощности бортовой системы электропитания напрямую зависит и мощность радара. Понятно, что это определенным образом скажется на дальности обнаружения воздушных целей. И все-таки предположим, что её будет достаточно для выполнения основных задач, поставленных перед беспилотником. Да, по этому параметру новый беспилотник наверняка будет уступать новейшему А-100, но ведь и стоить он будет, скорее всего, даже не в разы, а в десятки раз меньше.

Собственно, именно за счет меньшей цены, а следовательно, более массового производства, и значительно большего времени патрулирования можно будет обеспечивать сплошное радиолокационное поле на угрожаемых участках воздушного пространства. Да, каждый «Гелиос» будет уступать «Премьеру», и весьма значительно. Но в сумме они будут обеспечивать то же покрытие за значительно меньшие деньги. Помимо этого, практически отпадет нужда в перехватчике МиГ-31 – хорошей, даже уникальной, но все-таки очень специфичной и дорогой машине. При наличии десятков летающих радаров с функциями перехвата и уничтожения воздушных целей вполне справятся более универсальные и менее дорогие самолеты типа Су-30. А это постепенно приведет к большей унификации парка истребителей, а значит, к снижению стоимости обслуживания нашей боевой авиации.

В сумме это должно привести в настоящей революции в российских ВКС: больший и лучший контроль за воздушным пространством страны мы сможем осуществлять за меньшие деньги и только теми самолетами, которые одинаково хорошо могут показать себя на любом театре военных действий – хоть в Заполярье, хоть в Европе.

"