Пора бы сказку сделать былью. Какие есть пути для возрождения авиапрома

Пора бы сказку сделать былью. Какие есть пути для возрождения авиапрома

28 марта 2022, 12:40
Семь лет назад известные авиационные специалисты опубликовали свое мнение по поводу возрождения отечественной авиационной промышленности, сегодня пришло время оценить их по достоинству.

Андрей Злобин, кандидат технических наук

Возможно, для кого-то нынешнее сложное положение в российской гражданской авиации и стало неожиданностью, но только не для специалистов по авиационным двигателям. Нет двигателя — нет самолета. Опытные ученые и инженеры всегда понимали, чем чревато излишнее увлечение иностранной авиатехникой и комплектующими. Самое время вспомнить, о чем предупреждали семь лет назад известные сотрудники Центрального института авиационного моторостроения ЦИАМ. Для начала просто процитирую то, что они написали в журнале «Двигатель» №6 за 2015 год.

«В настоящее время проблема импортозамещения авиационных двигателей является одной из наиболее острых и трудноразрешимых проблем для российской авиадвигателестроительной отрасли и российской авиации в целом. Острота проблемы импортозамещения связана не только с трудностями обеспечения производства воздушных судов в рамках Гособоронзаказа и поддержки эксплуатирующихся парков двигателей государственной авиации, но и с риском необеспечения мобилизационной готовности гражданской авиации в угрожаемый период и в военное время, обусловленным резким ростом применения в гражданской авиации воздушных судов западного производства».

Написано черным по белому. Поэтому сегодня, когда западные авиапроизводители повернулись к отечественным авиапассажирам спиной, это не вызывает удивления. Результат был предсказуем задолго до демарша иностранных самолетостроителей. И предупреждали люди не рядовые. Предупреждали те, кого с полным правом можно назвать российской авиационной элитой. О многом уже говорит первое имя в списке авторов упомянутой выше статьи. Александр Сергеевич Новиков — Генеральный конструктор авиадвигателей, прошедший в Рыбинском конструкторском бюро моторостроения (РКБМ) большой трудовой путь от слесаря до руководителя организации. Много раз, бывая в командировках в Рыбинске, я видел А.С.Новикова в работе, восхищался его талантом выдающегося инженера, конструктора, ученого, организатора.

Что же предлагали в 2015 году авторы статьи? Приведу цитату, которая, на мой взгляд, концентрированно выражает идею импортозамещения и возрождения российской авиации. «Существенное ускорение решения проблемы импортозамещения в отношении авиадвигателей может быть обеспечено в результате использования в качестве основы для ускоренной разработки необходимых двигателей имеющихся отечественных газогенераторов, прежде всего газогенераторов двигателей 4 поколения».

Газогенератор — сердце современного авиадвигателя. Другими словами, нужно в первую очередь использовать надежные и хорошо зарекомендовавшие себя разработки советских моторов, относившихся пусть и не к самому современному, но вполне конкурентоспособному 4 поколению. От себя я бы еще добавил: огромную пользу может принести возобновление производства двигателей и более ранних поколений. Не следует забывать, что возрождать придется не только «железо», но и авиационные инженерные кадры, немалый дефицит которых наблюдается уже сегодня. Поэтому уже сейчас нужно думать о том, чтобы поручать начинающим инженерам посильные и вместе с тем важные для практики производственные задачи. Чудес не бывает и многому придется учиться заново. Тот самый случай, когда сравнительная простота авиадвигателей ранних поколений может еще раз послужить быстрому росту профессионализма молодых.

Мне близка и понятна позиция авторов статьи, поскольку сам являюсь представителем авиационной династии, берущей начало в 30-х годах прошлого века. В те далекие годы становления отечественной авиации в ЦИАМ начинал трудовой путь мой дед по материнской линии. Мой отец, конструктор самых грозных крылатых ракет, посвятил этим беспилотным летательным аппаратам всю свою жизнь. Продолжив дело отца, я в 90-е годы возглавлял направление «Двигатели беспилотных летательных аппаратов». Сложность крылатой ракетной техники приучила нас бережно относиться к опыту предыдущих разработок и рассчитывать на советскую инженерную школу. Много раз убеждался в том, что преемственность имеет в авиации огромное значение. Это касается как авиационных династий, так и преемственности конструкций, преемственности поколений авиационной техники. Наверное, поэтому, глубоко прочувствовал позицию Генерального конструктора и его коллег, опубликовавших, по сути, руководство к действию.

Конечно, немало копий будет сломано при обсуждении того, как именно нужно возрождать российский авиапром, массовую авиацию, авиадвигателестроение. У меня нет никаких сомнений, что нужно следовать рекомендациям А.С.Новикова и его соавторов, отраженным в серьезной программной статье. Еще раз повторюсь: статья написана профессионалами самой высокой пробы. И дело не столько в частностях, сколько в общем призыве авторов обратиться к предыдущему отечественному опыту. Семь лет назад этот призыв не возымел должного действия. Хочется верить, что сегодня позицию известных авиационных специалистов-моторостроителей наконец оценят по достоинству.

#Технологии #Авиация #Авиастроение #Аналитика #Самолет #Россия #Промышленность #Авиаперевозки
Подпишитесь