По данным Аллы Самойловой, Росздравнадзор через систему мониторинга постоянно отслеживает наличие лекарств в гражданском обороте.
В этой системе можно наблюдать движение каждого препарата от производителя до конечного потребителя, отмечает «РГ».
После начала военной спецоперации РФ на Украине и введения западных санкций многие граждане кинулись в аптеки, опасаясь резкого подорожания и исчезновения из продажи жизненно важных лекарств.
Участники рынка отмечают, что в начале марта в аптеках возник ажиотажный спрос на отдельные виды товаров. Например, продажи гормонального средства L-тироксин в первую неделю марта выросли в 10 раз, а во вторую неделю марта — превышали спрос в 5 раз.
«Понятно, что пациенты, которые принимают этот препарат постоянно, делают его запасы. Но у дистрибьюторов и производителей проблем с производством и запасами этого лекарства нет», — заявила Самойлова.
Она заверила, что это лекарство в ближайшее время опять появится в аптечной сети.
По данным Росздравнадзора, проблем с дорогостоящими препаратами для тяжелых больных, в том числе для раковых, обычно закупаются через лечебные учреждения и на год вперед. Это значит, что дефицита этих лекарств возникнуть не должно.
За минувший год российские фармпредприятия на 20% нарастили выпуск лекарств в упаковках и на 80% увеличили производство фармацевтических субстанций. При таких объемах российским заводам должно хватить запасов сырья также до конца текущего года.
Ранее ряд производителей, в том числе американская фармацевтическая компания Eli Lilly заявили, что приостановят экспорт части своих лекарств в Россию. Сейчас на российском рынке представлены более 20 препаратов Eli Lilly для больных сахарным диабетом, раком, остеопрозом, психическими расстройствами. В их числе «Сиалис» для лечения эректильной дисфункции, нейролептик «Зипрекса», препарат для лечения рака «Сирамза», инсулин «Хумулин». Выручку от продаж своей продукции в России Eli Lilly намерена перечислить организациям, оказывающим гуманитарную помощь Украине.
Тем временем от пациентских организаций страны поступали жалобы на то, что в дефиците оказались импортные лекарства, в том числе для больных диабетом.
В условиях неопределенности и стресса в аптеках выросли продажи антидепрессантов.