Юрий Воронин, доктор экономических наук
24 февраля президент РФ В.Путин в ответ на просьбы о помощи от глав ЛНР и ДНР объявил о начале так называемой военной «спецоперации» на Донбассе. В ответ коллективный Запад и США начал вводить санкции в отношении России, которые становятся тотальными и все более жесткими. О том, что санкции будут чудовищно жесткими, никто не сомневался.
Если говорить о политико-экономической сути нынешних процессов, то Россия оказывается во всё большей международной изоляции, её фактически выдавливают из международной глобальной системы, контролируемыми западными финансовыми институтами, усиливая игру на нервах для российских граждан.
На фоне сложной нынешней геополитической обстановки курс рубля обвалился до рекордно низких значений, Банк России поднял ключевую ставку сразу до 20% - абсолютный рекорд, индексы московской биржи на открытии торгов упали на 45-49%, фондовый рынок пережил крупнейший обвал в истории. Если учесть, что это уже девятое, начиная с 2021 года повышение ключевой ставки и и очередная биржевая реакция , то эти меры - без развития реального сектора экономики - мало эффективны, сравнимы с затыканием прорыва водяной трубы ватой.
Подчеркну особо, что вместе с негативными последствиями международная изоляция России содержит и позитивный аспект. Эта изоляция, наконец, если её использовать разумно, может реально помочь России отойти от той ущербной монетаристской либеральной модели «роста», которую ей навязали в 90-годы, в том числе и отказаться от внешнего управления финансами.
В условиях современных глобальных вызовах перед страной встает архизадача - самосохраниться как суверенное государство, как единая территория, как единого народа, укрепление национальной безопасности всех ее составляющих - в идеологической, внешнеполитической, оборонной сферах и особенно в экономической области. Другими словами, в новых условиях необходимо найти особые пути увеличения национальной безопасности единого народно хозяйственного комплекса. И такие пути мировая практика выработала. Это прежде всего мобилизационная модель развития.
Вновь вынужден вернуться к теме формирования мобилизационной экономики[1] как особого типа развития для возрождения национальных экономик в особых экономических условиях, требующих специфических, качественно иных методов управления, чем это делается в нормальных условиях.
В критических для стран периоды мировая практика не раз использовала рычаги мобилизационной модели экономики.
Вспомним позитивный опыт противостояния молодого Советского государства жесточайшей Западной финансовой блокаде.
Характерными в плане использования мобилизационной экономики являются также опыт США для выхода из Великой депрессии 30-х годов, опыт Советского Союза, Германии и других стран для восстановления экономик после отечественной войны 1941-1945гг., в Китае при развертывании стратегии построения социализма с китайской спецификой.
В нынешних сложных для России условиях, все усиливающейся международной изоляции страны, начать процесс построения новой модели социально-экономического и политического развития – формирования мобилизационной экономики - придется вести весьма жестко: прежде всего необходимо более активно развернуть экономическую политику от сырьевой ее направленности в сторону восстановления отечественного (!) производства, опираясь на собственные силы и мощные накопленные внутренние ресурсы, жесткого, ускоренного роста производительности общественного труда на основе стимулирования научно-технического прогресса, концентрации материальных, финансовых и кадровых ресурсов на ключевых направлениях национальной экономики, активной поддержки этого направления институционально и идеологически, формирования кадровой составляющей.
В рамках мобэкономики предлагается срочная разработка комплексной программы антисанкционных мер, формирование не столько процесса восстановления, сколько ускоренного развития народнохозяйственной базы замкнутого цикла на основе высокого уровня импортозамещения, минимизируя негативное внешнеэкономическое воздействие на отечественную экономику.
Нами разработана «Программа вывода России из кризиса и переходу к устойчивому социально-экономическому росту» с учетом ускоренного жесткого переход на период – не более 5-7 лет - к мобилизационной экономике. Разработана также и Программа «Где взять деньги?» для инвестиционного рывка, позволяющая вовлечение в российскую экономику не менее сотни трлн. рублей для выведения экономики как минимум на десяти процентный (10%) прирост экономической активности. Эта сумма может быть многократно увеличена, если заставить (!!) российских олигархов вернуть оффшорные деньги в экономику России
Первоочередные качественные составляющие мобилизационной экономики, включают в себя:
- повышение роли государства в экономической политике при оптимальном сохранении рыночных механизмов;
- создание национальной независимой финансовой системы с учетом перекрытия каналов вывоза капиталов из страны;
- возрождение отечественной науки и на этой основе - формирование инновационной экономики нового типа;
- развитие отечественного производства на новой научно-технической и технологической основе, концентрацию материальных и финансовых ресурсов на приоритетных отраслях отечественной экономики, увеличение доли государственных предприятий, особенно в сфере производства средств производства;
- восстановление системы планирования, причем не только краткосрочного (пятилетнего), но и самое главное - среднесрочного и долгосрочного с помощью современных автоматизированных систем управления, основанных на цифровых технологиях;
- формирование бюджета развития, значительное увеличение нормы накопления, объема инвестиций в наращивание основного капитала (реального отечественного производства);
- обеспечения максимальной защиты от внешних факторов, реальной деофшоризации экономики;
- усиление диверсификации экспортных рынков путем продвижения российских товаров и услуг на рынки Латинской Америки, стран Африки и Ближнего Востока;
- восстановление системы воспроизводства кадрового резерва;
- создание системы государственного контроля как важнейшего условия укрепления исполнительской дисциплины на всех уровнях.
Реализация качественных составляющих мобилизационной экономики позволит российской экономике не только снизить санкционные составляющие коллективного Запада и США, но и обойти их, реализуя подлинную независимость, обеспечить высокую эффективность, как и в российской армии.
Мобилизационная экономика первым шагом предполагает радикальную смену значительной части правящего сословия – «эффективных менеджеров», кадровую революцию - реальную борьбу и ликвидацию коррупции, воровства государственных средств, взяточничества как институтов воспроизводства олигархата.
Самое сложное в проблеме кадровой составляющей то, что специалистов-профессионалов, которые понимают, какая может быть альтернативная модель нынешнему социально-экономическому курсу, к сожалению, осталось очень мало. Их надо собирать по крупицам. И это сегодня главная задача президента В.Путина, если он действительно хочет добиться снижения санкционных вызовов коллективного Запада и США.
Наши зарубежные стратегические конкуренты весьма опытно отвлекают внимание высшего политического руководства России и крупный олигархат на все новые и новые санкции, сталкивая их между собой.
Наступление на Кремль началось прежде всего по линии конфискации за рубежом наворованного российской элитой и вывезенной 4-5,5 трлн. долларов, что ведет недовольству к политическому руководству, с одной стороны, и к расколу «элиты», с другой. Решение проблемы идет все более в направлении организации давления на высшее политическое руководство страны с целью получения нужного Западу и США результата.
Не удивительно, что многие должностные лица президентской вертикали и их семьи ищут «запасной аэродром» - вид на жительство или гражданства в странах, которые, как ни парадоксально, по их же заявлениям являются врагами России. Только этим можно объяснить предательство «элит», когда 82 депутата Госдумы РФ, 15 февраля 2022 года воздержались от голосования за признание ДНР/ЛНР, а следовательно, и не попали под санкции ЕС.
* * *
Таким образом, главными условиями снижения санкционного напора коллективного Запада и США на экономическую составляющую национальной безопасности России является скорейшее формирование мобилизационной модели экономического развития страны на планово–рыночной основе с упором на государственное регулирование народно хозяйственного комплекса и особенно стратегических отраслей промышленности.
Именно эта модель, как свидетельствует мировой опыт, позволит не только резко сократить санкционное давление на экономику, но и обеспечит необходимую экономическую безопасность страны.
При этом крайне важно при формировании мобилизационной модели сформировать соответствующую правовую базу для максимально эффективного наполнения государственных и частных секторов экономики в период тотального санкционного напора со стороны Запада.
Воронин Ю.М. - доктор экономических наук, профессор, заместитель Председателя Совета министров Татарской АССР-Председатель Госплана ТАССР; Первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР; депутат Государственной Думы (второго созыва); аудитор Счетной палаты РФ
[1] См.: О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ. С изменениями и дополнениями от: 16 июля 1998 г., 5 августа 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 2 февраля, 25 октября 2006 г., 9 марта 2010 г., 30 декабря 2012 г., 5 апреля 2013 г., 28 декабря 2016 г., 22 февраля 2017 г.