Posted 1 марта 2022, 09:08
Published 1 марта 2022, 09:08
Modified 7 марта, 12:28
Updated 7 марта, 12:28
Александр Сычев
Компании Rolls-Royce и европейский консультант Roland Berger опубликовали исследование рынка электрических самолетов вертикального взлета и посадки (eVTOL) в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Доклад подготовили к 8-й Международной выставке авиакосмической промышленности Singapore Airshow 2022.
Составители доклада оценили развитие рынков городских и региональных воздушных перевозок, включая городские и маршрутные такси, междугородние наземные рейсы протяженностью до 250 километров, на которых эти летательные аппараты могут быть наиболее востребованными.
То, что исследование посвящено именно Азиатско-Тихоокеанскому региону, обусловлено не только проведением здесь одной из крупнейших выставок, но и тем, что сегодня в этом регионе летает более половины всех eVTOL, эксплуатируемых в мире. К 2030 году здесь появится тысяча таких самолетов, а к 2050 году растущая транспортная загруженность мегаполисов приведет к росту парка до почти 83 тыс. Они принесут транспортным компаниям около 37 млрд долларов или более 40% мирового дохода, ожидаемого в этом секторе.
Лидером регионального роста с потенциальным парком, состоящим из более чем 16 тыс. пассажирских самолетов eVTOL, станет Япония. К 2050 году эти самолеты принесут японским транспортным компаниям примерно 14 млрд долларов. Ожидается, что к этому же времени Южная Корея сможет получить доход в размере 3,8 млрд долларов, а Сингапур – 350 млн.
Составители доклада не рассматривали рынок грузовых перевозок, на который компании, создающие электрические летательные аппараты, тоже ориентируются и уже разработали, и даже построили первые грузовые eVTOL. В прошлом году американская компания Beta Technologies достигла принципиального соглашения с несколькими заказчиками, которые готовы приобрести Alia 250с, как только FAA выдаст сертификат летной годности. Среди них компания United Therapeutics, которая хотела бы иметь эти самолеты в качестве «карет скорой помощи», UPS – для доставки грузов, Blade – для городских перевозок.
Не касались исследователи также оборонного сектора, который, кстати сказать, уже заприметил eVTOL и приступил к их испытаниям. Военных привлекли способность eVTOL вертикально взлетать и садиться практически на любую площадку, их эксплуатационная дешевизна – полет на eVTOL стоит столько же, сколько переезд на автомобиле; практически бесшумный полет и устойчивость в воздухе.
Американская компания Beta Technologies стала первой, на чье изделие Alia-250c обратили внимание военные. Но она, кстати сказать, приложила определенные усилия, стараясь попасться на глаза военным. Руководство пошло на нешуточные затраты из фонда заработной платы и, вероятно, не только, введя в совет директоров Уилла Роупера, бывшего помощника министра ВВС по закупкам, технологиям и логистике. Он уже отработал часть своей зарплаты, уговорив своих знакомых в Армии США испытать Alia.
Армейские инженеры в течение какого-то времени будут нещадно гонять Alia, проверяя дальность и высоту полета при различных погодных условиях, выносливость и пределы возможных полезных нагрузок. Пока американская пехота присматривается к этому гибриду как к средству доставки грузов, но не исключает и возможность пристроить его к выполнению боевых задач.
Изначально Alia-250c создавали для гражданских целей, в выполнении которых аппарат показал себя весьма достойно. Четыре винта на концах крыльев создают подъемную силу, а хвостовой пропеллер толкает вперед. Крылья Alia-250c достигают в размахе 15 метров. Шесть пассажиров он может переместить на расстояние примерно 460 километров. Испытатели компании подняли Alia на высоту почти 2,5 километра. Аппарат вел себя настолько стабильно, что в прошлом году Федеральное авиационное управление США (FAA) подтвердило стабильность самолета и разрешило компании совершить несколько пробных полетов по стране.
Форму электрического гибрида Alia его конструкторы позаимствовали у полярной крачки. В этой птице их поразило совершенство линий, но самое главное – способность совершать самые продолжительные миграционные перелеты в сравнении с другими представителями пернатого мира. Длина ее маршрутов достигает 90 тыс. километров.
Перспективность рынка, обусловленная растущими транспортными проблемами крупнейших городов мира, а также появлением новых типов аккумуляторов, подтолкнула рост количества венчурных компаний, занявшихся созданием электрических самолетов с вертикальным взлетом и посадкой. Согласно самым свежим рейтингам, созданием eVTOL сегодня занимаются около 250 компаний. Конструируют самолеты как для индивидуального использования на одного человека, так и на семь пассажиров.
Наиболее успешными сегодня аналитики компании SMG считают десять, которые добились наибольших успехов и получили стороннее финансирование в размере более 6 млрд долларов. Для сравнения следующие около сотни стартапов имеют совокупное финансирование в размере всего нескольких сотен миллионов.
Некоторые из десятка лидеров, такие как Wisk, Kittyhawk и Joby, уже эксплуатируют небольшой парк самолетов, другие пока разработали только концепции. Но все идет к тому, что в недалеком будущем сотни eVTOL будут буквально роиться в небе больших городов, перевозить пассажиров, в том числе и на междугородних маршрутах, а также доставлять грузы в магазины. Этому будет способствовать также простая, относительно дешевая и вполне доступная для организации новой транспортной системы инфраструктура. Она освободит перегруженные транспортные артерии, выведя горожан в третье измерение.