Александр Сычев
На конференции «Запад 2022» начальник штаба ВМС США Майкл Гилдей сообщил, что в результате проведенного анализа угроз и потребностей Соединенных Штатов в отстаивании своих интересов, а также на основании полученного в ходе масштабных учений, в частности, в Тихом океане, опыта в план строительства и модернизации флота «Боевые силы 2045» внесены поправки. Теперь, по мнению командования ВМС, необходимо построить не меньше 500 надводных и подводных кораблей, управляемых и беспилотных, а еще лучше – больше.
«Я считаю, что нам нужно 12 авианосцев, — сказал Гилдей. – Нам нужны сильные амфибийные силы, включающие, вероятно, девять крупнопалубных амфибий и еще 19 или 20 меньших по размерам, 60 эсминцев и 50 фрегатов. Семьдесят ударных подводных лодок и дюжина подводных лодок с баллистическими ракетами. Около 100 кораблей поддержки. И возможно, в будущем – 150 беспилотных кораблей», — сказал он. Благодаря этому, через двадцать пять лет американский флот будет представлять собой «более смертоносные, живучие, адаптируемые к новым угрозам, устойчивые и сбалансированные силы».
Флот всегда был для Вашингтона важным средством проведения внешней политики. Но в последние годы вероятные противники стали сильнее, что поставило под сомнение океанское господство США. Положение явно изменилось, потому что, пожалуй, впервые высокопоставленный американский военный публично признал, что Китай стал «практически равным соперником, располагающим высокоточным оружием дальнего действия, системами ограничения и воспрещения доступа и маневра и другими асимметричными средствами».
Действительно, за последние годы Китай значительно укрепил и модернизировал свои военно-морские силы. Более того, в прошлом году по количеству кораблей, но не по суммарному водоизмещению, стал обладателем самого большого боевого флота. На данный момент в его составе числится 350 кораблей, в американском флоте – 293. При этом в прошлом году военно-морские силы КНР получили еще 32 боевых корабля различных типов.
Утрата господства на море и темпы, с которыми американский флот отходит на второй план, сильно беспокоят Вашингтон. Во чтобы-то ни стало удержать господство – ради этого в Вашингтоне готовы мобилизовать все резервы. «Мы сейчас находимся в точке, где мы можем и, действительно, должны наметить новый путь к будущему флоту, который будет поддерживать наше военно-морское превосходство», – отметил адмирал.
Впервые 30-летний план, под названием «Боевые силы 2045» был внесен в Конгресс в 2019 году, но не встретил поддержки, поскольку законодатели сочли, что предлагаемая мощь флота не соответствует масштабам угроз. Первоначальный вариант документа предусматривал доведение числа боевых кораблей до 355 единиц к 2034 году с последующим сохранением численности до 2049-го.
Желание конгрессменов видеть больше кораблей под звездно-полосатым флагом заставило Пентагон напрячься. Было создано несколько аналитических групп, которым предстояло определить количество кораблей, согласованное не только с финансовыми возможностями, но и строительными мощностями США.
План получился весьма амбициозный и дорогостоящий. В прошлом году, еще до нынешних новаций, его стоимость оценивалась примерно в 27 млрд долларов. Чтобы найти такую сумму, предполагалось не только пробить одобрение возросшей доли ВМС в государственном оборонном бюджете, но и пересмотреть некоторые текущие расходы ВМС и сэкономить.
Впрочем, деньги – не самая большая проблема. Денежный печатный станок в США регулярно включают, чтобы покрыть бюджетные дыры. Гораздо более серьезная проблема заключается в том, что нынешних мощностей американских верфей не хватит, чтобы быстро нарастить темпы строительства кораблей. За примером далеко ходить не надо. Когда было принято решение нарастить темпы строительства подлодок с одной в год до двух, верфи компаний Northrop Grumman и Electric Boat стали буквально зашиваться, что привело к заметному снижению качества работ.
И это касается всего американского судостроения. В одном из последних докладов ВМС жаловались на технические дефекты, допущенные в последнее время при строительстве нескольких кораблей. Обнаруженные неисправности не только снизили боевые возможности, но даже угрожали безопасности экипажей.
На проблемы с качеством в своем выступлении косвенно указал и адмирал Гилдей. Он особо остановился на ремонтных работах. Оказывается, в 2019 году корабли не только из-за ремонта, но и из-за медленного выполнения работ провели в доках 7700 дней. В прошлом году ему, правда, удалось сократить время простоя до 2700 дней. И несмотря на принятые им меры, в настоящее время, по словам адмирала, из почти 290 кораблей боевое дежурство несут около ста – почти 30 в зоне европейского командования, примерно столько же в Тихом океане, а остальные – в Штатах. Этих сил, по мнению Гилдея, совершенно недостаточно, чтобы демонстрировать свое присутствие в важнейших регионах мира.