Социологи: ценностей больше нет. Российское общество накрыла социальная апатия

22 февраля 2022, 13:53
Социологи объяснили, что в формировании апатичного ощущения участвуют сразу все факторы — экономические проблемы, пандемия и антиковидные меры властей, состояние информационного поля, отсутствие привлекательного образа будущего, усиление репрессивной риторики и даже погодные условия

Чрезвычайные происшествия, криминал, проблемы здравоохранения, бродячие собаки, межнациональные и другие конфликты, а также резонансные заявления региональных чиновников и депутатов – все эти темы давно уже в топе медийного потребления, однако сейчас, по свидетельствам аналитиков популярного канала «Незыгарь» фиксируется возрастающий тренд на проактивное конструирование таких фобий в общественном сознании.

Эксперты по масс-медиа констатируют приоритетный запрос аудитории на тревожный контент и связывают его с высоким уровнем беспокойства значительной части российского общества. Ковидокризис очень серьезно повлиял на ментальное состояние общества, усилил ощущение тревоги и неопределенности, что влияет и на текущие параметры медийного потребления.

Помимо этого, обращает на себя внимание рост интереса к оккультным и эзотерическим факторам в общественном дискурсе, что также позволяет говорить об усилении иррациональности в структурах социальности.

Такой эмоциональный фон, в свою очередь, заставляет людей замыкаться на текущих проблемах и усиливает социальный пессимизм, а также уменьшает радиус общественного доверия. Такого рода тенденции порождают в российском обществе, в первую очередь, повальную социальную апатию.

Социологи из фонда «Петербургская политика» и компании ИНСОМАР провели исследование этого явления, которым поражено российское общество.

Сформулировали определение: «Социальная апатия — преобладающее в обществе состояние устранения от социальных и политических взаимодействий, сопровождающееся угнетенным психоэмоциональным фоном

Обнаружили, что это исключительно русское понятие. В мировой литературе используются слова «неучастие», «аномия», которые не передают всего масштаба явления.

По итогам исследования сложилось три версии, что такое социальная апатия в России. Первое — это отторжение всего социально-политического, от партий до активности ТСЖ. Второе — это угнетенное состояние, отторгающее ценность любого действия. «Какой смысл, все равно ничего не поменять, от нас ничего не зависит, все бесполезно». И третье — это пониженный интерес к ценности сегодняшнего дня.

В формировании апатичного ощущения участвуют сразу все факторы — экономические проблемы, пандемия и антиковидные меры властей, состояние информационного поля, отсутствие привлекательного образа будущего, усиление репрессивной риторики и даже погодные условия. Погружение в апатию может быть долгим. А вот выход часто бывает стремительным и спонтанным, причем возможны 4 варианта выхода: депрессия, агрессия, паника и эйфория.

Ситуация в целом неблагоприятно влияет на ментальное здоровье социума и способствует накоплению отрицательных эмоций и стресс-факторов. Учитывая, что инерция ковидокризиса будет длительной эксперты прогнозирует сохранение такой структуры общественных настроений в средне- и долгосрочной перспективе, уверены социологи.

#Общество #Аналитика #Кризис #СМИ #Социология #Гражданское общество #Война #Пандемия #Психология #Общественное мнение #Бедность
Подпишитесь