Елена Иванова, Наталья Сейбиль
После того, как в Государственную Думу были внесены два законопроекта - № 1190171-7 и № 50212-8 – страсти в Интернет-торговле не утихают. Для большинства россиян эти цифры ничего не значат, но касаются они очень многих, и говорят они о том, что для онлайн-покупателей в России могут наступить непростые времена.
Новые требования не принесут ничего хорошего, в первую очередь, продавцам. Законопроекты предусматривают внесудебную блокировку сайтов, где продаются товары, у которых есть только зарубежные сертификаты соответствия. Если кто-то подумает, что речь идет о нелегальной продукции, то он ошибется. Дело в том, что, в соответствие с соглашением о трансграничной торговли ЕАЭС, зарубежные онлайн-платформы могут продавать товары, сертифицированные в стране-производителе.
Когда принимали эти нормы, долго говорили о снятии излишних барьеров между странами, об облегченном таможенном режиме, о том, что, наконец, бизнес сможет вздохнуть свободно. На некоторое время он вздохнул, а с ним и потребители, о которых все так пекутся. Последние вздохнули особенно глубоко, потому что вдруг узнали, что они могут купить те же самые товары значительно дешевле и, что самое приятное, с доставкой на дом.
Надо сказать, что российский рынок Интернет-торговли развивается как никакой другой сектор экономики. Только за 11 месяцев 2021 года общий объем составил 3,17 триллионов рублей. Большая часть его приходится на внутреннюю торговлю, но и трансграничная торговля процветает: ее объем составил чуть меньше пол-триллиона рублей за неполный год.
Но это счастье будет длиться недолго.
Новый законопроект, касающийся продажи в онлайне пищевой продукции, уже отправлен на согласование в различные ведомства. Особенно заволновались те ведомства, которые отвечают за «цифровизацию» экономики. Они хорошо понимают, что любая внесудебная блокировка сайта влечет за собой тяжелые последствия. Если из-за того, что кому-то не понравится товар конкурента, рухнет вся платформа, мало никому не покажется. Ян Власов, сопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, говорит:
- Представители маркетплейсов, представители правительства РФ считают, что закон не отрегулирован, принимать его в таком виде нельзя. Минздрав тоже не поддерживает законопроект. Как ни парадоксально, некоторые думают, что если запретить всё иностранное, у нас молниеносно начнёт развиваться отечественное. Мы уже эту историю проходили с фармацевтикой. Что-то действительно появилось, но вещества, из которых производятся так называемые общественные препараты, вообще-то производятся за рубежом. Мы так и не научились заниматься высокой химией. У нас степень локализации остаётся весьма поверхностной. Да, мы хотели бы иметь лучшие базовые производства субстанций, но до тех пор, пока их нет, зачем делать для людей недоступными товары, которыми они привыкли пользоваться?
Только одно ведомство положительно среагировало на новый заход «отнять и не пущать» - Роспотребнадзор. Как известно, Роспотребнадзор экономическими обоснованиями не возьмешь. Для него, родного, всегда приятнее и удобнее ловить нехороших продавцов в Сети, чем заниматься проверками, например, розничной торговли. И меньше всего чиновников этого ведомства волнует приграничная торговля. Они, не сомневаясь, приравняли легальную пищевую продукцию к паленой водке и прочей спиртосодержащей продукции. Участники слушаний в Общественной Палате по поводу принятия нового законопроекта обратились в правительство Российской Федерации и в Госдуму и объяснили свои опасения и проблемы, которые видны уже «на берегу». В ответ они получили письмо из Роспотребнадзора, который так аргументировал свою позицию по поводу зарубежных маркетплейсов, в частности, и трансграничной торговли, в целом:
«Приведенный в обращении довод о «высокой вероятности блокировки зарубежных маркетплейсов, на которых зарубежные продавцы реализуют товары, не имеющие сертификатов соответствия, согласно нормам технического регулирования Евразийского экономического союза», к регулируемым законопроектом отношениям не применим, поскольку предлагаемое регулирование не затрагивает вопросы ввоза физическими лицами на территорию Российской Федерации продукции для личного пользования».
Роспотребнадзор говорит, что законопроект не будет распространяться на товары из-за границы, приобретенные для личного пользования. Тогда этот закон направлен против российских маркетплейсов, Озон, Wildberries and Co. Однако один из его соавторов, депутат Александр Петров в публичных выступлениях, ссылаясь на Роспотребнадзор, утверждает, что практически все нарушения совершаются со стороны зарубежных маркетплейсов, а на российских площадках "запрещенку быстро удаляют". Много противоречий и в позиции другого автора пресловутого законопроекта Сергея Неверова. Тот в письме правительству говорит, что действие закона "не распространяется на товары, не вводимые в оборот в РФ". Так ведь товары, которые заказывают граждане на зарубежных маркетплейсах, идут прямиком к потребителю, они ими не торгуют, не перепродают и не получают с них прибыли. Остается только удивляться, зачем депутаты затеялись с этим законопроектом, если они не в состоянии даже сформулировать, чего хотят добиться этим законопроектом.
Если послушать все пугалки и страшилки авторов законопроектов и чиновников из Роспотребнадзора, то у неискушенного читателя может сложиться мнение, что в онлайн-торговле потребителям предлагают исключительно недоброкачественный контрафакт. Но в той же Государственной Думе прозвучала цифра правонарушений, связанных с дистанционной продажей товаров. Их оказалось всего 7 тысяч при общем количестве заказов в 2,6 миллиарда, или 0,0003%. Из-за этого Роспотребнадзор предлагает блокировать сайты без суда и следствия. Это называется не заботой о здоровье населения, а стрельбой из пушки по воробьям. И что самое удивительное, это никого не смущает ни в Госдуме.
Юрий Зубарев, президент ассоциации поддержки и развития пищевой промышленности, член Евразийский Совет индустрии специализированных пищевых продуктов, говорит:
- Наши контролирующие ведомства не могут собрать всех за один стол и выработать с ними правила игры. Например, в интернет-магазинах огромное количество позиций, порядка 40-50 тысяч, и на них нужно получить свидетельство государственной регистрации, например, на БАД. В обычном режиме на это уходит около года и стоит несколько миллионов рублей. Это огромная волокита, огромная куча документов, огромное бремя доказывания эффективно- не эффективно. Это очень трудоёмко. Сейчас весь мир стремится к цифровизации. Есть хорошие примеры в США, которые всё цифровизировали и в ускоренном режиме производят такие экспертизы, анализы и выдают необходимые документы. Я считаю, что нашей стране нужно идти по этому пути.
Авторов законопроекта мало интересуют межправительственные соглашения. По требованиям Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Евразийского Союза от 25 декабря 2012 года за номером 294, предоставление документов о соответствии продукции обязательным требованиям в случае ввоза товаров для личного пользования не требуется. А как себе Роспотребнадзор представляет путь попадания товаров из-за границы к российскому потребителю? Правильно, сначала гражданин для личного пользования заказывает себе товар из-за границы. Продавец посылает ему заказ в личной посылке. Требуется сертификат? Нет, говорят продавцы, Таможенный Союз, ЕАЭС. А заботливые авторы законопроекта и Роспротебнадзор говорят: теперь потребуется.
Мало того, что россияне росчерком пера больше не получат качественные товары. Беда нависла и над российскими мелкими предпринимателями, которые торгуют в Интернете выпечкой или другой продукцией домашнего изготовления. Если российское аптечное лобби и лобби пищевой продукции могут запретить заграничные товары, то уж своих мелких конкурентов они задушат, не глядя. А это тысячи рабочих мест и сотни тысяч членов семей. Но об этом никто даже не думает.
Между тем, трансграничная торговля при таких «помощниках» будет медленно загибаться. Если сейчас она составляет 14% от общего объема, то, в случае принятия законопроекта, в ближайшем будущем она сократится сразу вполовину. Депутаты делают вид, что борются с недобросовестными продавцами. Но они-то как раз останутся, а уйдут добросовестные, которые поверили российскому государству, наладили цепочки поставок и продают россиянам качественные и недорогие товары. Пострадают в результате сами российские граждане, которые не получат тех товаров, которым доверяют и к которым привыкли. С легальным бизнесом надо быть очень аккуратными и пытаться помочь, а не запретить, считает Юрий Зубарев:
- Запретить легче всего. Но с чем мы останемся? С пустыми полками, высокими ценами и низкопробной продукцией.
Российские аптечные лоббисты думают, что они легко займут место заграничных платформ. Но если они уже сейчас борются с конкурентами такими методами, значит, есть им чего боятся. Значит, их продукция недостаточного качества или не выдерживает конкуренции по ценам. Иначе зачем им надо было бежать в Госдуму и плакать депутатам, что их обижают? Тот, у кого есть лучший товар, такими методами не действует.
Теперь, как они пишут премьер-министру, им бы хотелось распространить блокировку в законе и на спортивное питание. Аппетит, как известно, приходит во время еды. Но "схарчить" таким образом конкурентов не означает, что они будут в состоянии удовлетворить спрос потребителя.
Подобные действия на рынке, больше напоминающие танец слона в посудной лавке, приведет только к тому, что цены на товары вырастут, а качество жизни населения ухудшится. В удаленных районах страны заказ по Интернету бывает единственным способом купить то, что потребителю нужно. Но он не будет готов отдать за это в два или три раза больше денег, говорят участники рынка. Именно во столько раз отличаются цены на международных интернет-площадках и в российском ретейле - на 200-300%.
Рынок предлагает власти использовать для контроля качества проверенный и зарекомендовавший себя метод электронной маркировки товара. Об этом говорили участники круглого стола в Общественной палате, это отражено в резолюции ОП:
"Участники круглого стола отметили, что рассматриваемая проблема может быть решена путем использования существующей системы цифровой маркировки товаров, с помощью которой возможно отслеживать движение товаров от производителя до конечного потребителя, а также не допускать введения в оборот и своевременно выводить из оборота контрафактные товары."
Вы думаете, сколько слов Роспотребнадзору потребовалось, чтобы ответить на это предложение? Ни одного. Чиновник, подписавший бумагу, ни единым словом не обмолвился о том, как его ведомство смотрит на возможность более широкого внедрения маркировки. Судебная блокировка сайтов как способ борьбы с продавцами контрафакта, действующая сейчас, тоже не берется в расчет, как и предложение рынка увеличить штрафные санкции к кем, кто торгует недоброкачественными товарами.
Мы находимся в глобальном экономическом пространстве, и неумение работать с таким явлениям, как международная интернет-торговля, не говорит о том, что граждане должны от этого страдать, считает Юрий Зубарев:
- Государство для людей, а не люди – для государства. Это основной девиз. Крупнейшие маркетплейсы пользуются доверием не только в нашей стране, но имеют определённую репутацию и за её пределами. Надо с ними работать, а не действовать методом силы и запрета. Надо уметь договариваться. Маркетплейсы готовы к этой работе, они готовы платить деньги в бюджет РФ, но им надо предложить дорожную карту.
Пока ситуация выглядит таким образом, что авторам законопроекта это не нужно. Для них и стоящих за ними российских лоббистов появилась возможность просто убрать зарубежных конкурентов с глаз долой, которой они и решили воспользоваться. Просто и без затей. Другие участники рынка, напротив, призывают депутатов-авторов законопроекта подумать о здоровом соревновании и о потребителях.