Posted 18 февраля 2022, 12:43
Published 18 февраля 2022, 12:43
Modified 7 марта, 12:48
Updated 7 марта, 12:48
В своем расследовании Би-би-си разбирается, почему же китайские НКО не попадают в реестр иноагентов в России.
По информации агентства, в стране функционируют свыше 90 китайских НКО, направленных на развитие и расширение российско-китайских отношений, а также обучению китайскому языку и ознакомлению с культурой КНР.
«Из них 30% учреждены китайскими гражданами или компаниями из КНР, еще 27% имеют в учредителях и россиян, и китайцев», — отмечает Би-би-си.
Для большинства прокитайских организаций свойственны витиеватые названия, в которых обязательно присутствуют такие слова как «сотрудничество» или «дружба». Примечательно, что большинство китайских НКО не имеют даже собственного сайта, что осложняет оценку их деятельности в России. С отчетностью тоже есть проблемы — в 46% случаях у выявленных организаций отсутствует хотя бы элементарная финансовая отчетность.
Самой крупной из обнаруженных Би-би-си НКО является «Общество российско-китайской дружбы». Это общество базируется на площадке института Дальнего Востока РАН в Москве, сотрудничает с китайским посольством, имеет десятки филиалов по всей России, а основным видом деятельности указана организация праздников.
Академик РАН и глава Приморского общества дружбы с Китаем Виктор Ларин пояснил подобные попустительства со стороны Минюста тем, что «китайцы не лезут в политику». Руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев отметил, что движущей силой российско-китайских отношений является «невмешательство во внутреннюю политику друг друга».
Издание уточняет, что некоторые дальневосточные организации все-таки попали в реестр иноагентов. Речь идет о «Дальневосточном центре развития гражданских инициатив и социального партнерства»* и «Лилит»*, которые получили статус за иностранное финансирование, но не из Китая, а из стран Запада. СМИ-иноагентом стал и якутский правозащитник Степан Петров**, получивший 5 тыс. рублей от гражданки Кыргызстана. Активист утверждает, что даже не знаком с ней.
Руководитель правозащитной группы «Агора» Павел Чиков сообщил, что в России за 9 лет действия закона об НКО-иноагентах в реестр попали около 200 организаций. Многие из них прекратили свое существование после этого.
Как сообщает The Insider**, не только китайским НКО удается избежать статуса иноагента. Издание отмечает, что в 2019 году более 400 российских СМИ, включая государственные, отчитались об иностранном финансировании, но ни одно из них не было внесено в реестр Минюста.
* - организации включены Минюстом в перечень НКО, выполняющих функцию иностранного агента.
** - внесен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов.