Posted 10 февраля 2022, 15:22

Published 10 февраля 2022, 15:22

Modified 7 марта, 12:57

Updated 7 марта, 12:57

Забыть как страшный сон: когда российские регионы отменят QR-коды

10 февраля 2022, 15:22
Несмотря на растущие цифры заболевших «Омикроном», Роспотребнадзор значительно смягчил антиковидные ограничения. Его глава Анна Попова сказала, что из-за высокой заражаемости и легкой формы протекания без симптомов ограничения теряют смысл. Однако во многих российских регионах продолжают требовать QR-коды.

Елена Иванова, Наталья Сейбиль

Роспотребнадзор, который еще недавно железной рукой поддерживал мероприятия «ковид-фри» по всей стране, отменил большинство из них. Канули в Лету перчатки с повторным ПЦР-тестом для заболевших, не нужен карантин для контактных лиц. После многотысячных выступлений по всей стране Дума отказалась рассматривать закон о QR-кодах. Конец пандемии?

Поразительно, что для действия этих кодов нет ни юридических, ни санитарных причин, если не считать желание частных лабораторий погреть руки у костерка пандемии и заработать как следует. Тем не менее, в российских регионах коды есть, и никто их отменять пока не собирается, хотя и проверяют их нечасто и без остервенения, как это было раньше.

Коды вводились для того, чтобы принудить население вакцинироваться, напоминают эксперты. Правда, тогда непонятно, зачем вводили коды для переболевших, добавляют они. Доктор медицинских наук, член-корреспондент РАН, микробиолог Мария Лагарькова говорит, что если рассматривать QR-код с точки зрения вакцинации, то она будет однозначно за коды:

- Если убрать историю с QR-кодами переболевших, то QR-код стимулирует людей к прививке. Я в бытовых разговорах неоднократно слышала, что люди привились, потому что в противном случае их не допустили бы к работе или уволили. Это мотивация, которая основана на том, что человек будет ограничен в каких-то своих действиях, если он не привьётся. QR-код – стимул на уровне розги. Что делать, если люди по-другому не понимают?

По официальным данным, сейчас в России привилось 64% населения. За сутки, по состоянию на 10 февраля, умер от ковида 701 человек. Врачи говорят, что привитые и непривитые болеют неодинаково, хотя и те, и другие заразятся «омикроном».

- Те, кто привиты, они защищены от тяжёлого течения заболевания, от госпитализации. Цель прививки не в том, чтобы человек не заразился, она в том, чтобы человек не умер! – говорит Мария Лагарькова.

В общественном сознании, однако, смерть от ковида и QR-коды – это две непересекающиеся прямые, тем более, что коды остаются и по сей день самоуправством, поскольку они не были приняты федеральным законом.

- Этот закон вносили, чтобы как-то легализовать QR-коды, и это вызвало такое серьёзное отторжение, что закон просто положили под сукно, а сейчас, очевидно, от него откажутся. Хотели принять нахрапом в январе, а сейчас уже в мае нет в планах. Ну, и пандемия вроде бы заканчивается, - говорит политолог, президент Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков.

QR-коды раздражают людей, потому что оборудование все время глючит, везде, где они используются, возникают очереди. Веры в прививки на фоне повального заражения «омикроном» нет. Экономическая ситуация достаточно плохая, и работодатели используют коды как предлог, чтобы уволить лишних работников.

- Всё это чревато бунтом снизу. Сейчас, в лучшем случае, это формальность. В Казани их не проверяют на транспорте, хотя они есть. А в худшем случае – это выступления против всей этой истории. Как это может выглядеть? Не просто митинг, а так, когда брали штурмом торговый центр. Начнут брать торговые центры по всей стране, - предупреждает Илья Гращенков.

Среди самых ярых борцов с QR-кодами выделяется Калининградская область. В пандемию город и область стали для многих туристической Меккой. Для туристов коды – мука, ни в ресторан сходить, ни на экскурсию поехать. Для жителей области коды – это минус заработки. Поэтому они взбунтовались, а власть их поддержала.

- Алиханов – достаточно самостоятельный. Он один из губернаторов, который имеет достаточно хорошую крышу, может позволить себе. Вообще выступил против вакцинации, правда, потом извинился, - говорит политолог.

Федеральная власть ведет себя за все время пандемии осторожно, стараясь не раздражать населения и не навлекать народный гнев на себя. Именно поэтому все полномочия отдали губернаторам, и с них же спрашивают по заболеваемости и смертности. Теперь хозяева регионов отчитываются не только по любви к власти и стабильности, но и по заболеваемости и смертности. На первых порах Москва жестко требовала введение самых жестких мер. Сегодня за те же самые меры никто не похвалит, а показатели вакцинации все равно давай. Вот так региональные начальники проходят между начальственной Сциллой и Харибдой. Теперь путь лежит в сторону отмены кодов, тем более, что лето на носу, а в теплую погоду коронавирус никого особенно не беспокоит.

У пандемии есть несколько измерений, и одно из них – политическое. Именно поэтому QR-код в России – не жилец.

- Если не будет следующей волны, то я думаю, вообще пандемия пойдёт на спад политически. Все морально устали, сейчас другие есть проблемы в мире. При этом она свою задачу выполнила, к осени можно её потихонечку отменять, - считает Илья Гращенков.

Российской экономике мешают не коды или их отсутствие, а зона огромной неопределенности, говорит экономист, Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Реальный сектор, российская промышленность практически не останавливалась – стройка как работала, так и работает, транспорт ездит, сельское хозяйство выращивает пшеницу и прочую свеклу с капустой. Они и создают российский ВВП. Нужны QR-коды в высоко контактных видах деятельности – в отелях, ресторанах и кафе, туризме и индустрии развлечений. Здесь ограничения нужны, особенно в холодное время года. Однако речь идет о спланированном решении, а не о метаниях и творчестве на местах.

- Эту риторику нужно заканчивать. Необходимо прийти к одному разумному решению. Я и не сторонник QR-кодов, но и не противник. Мне кажется, что лица, отвечающие за эту ситуацию должны чётко договориться и вынести свой вердикт, - считает профессор Остапкович.

Если будет принято общее решение, экономика под это подстроится. Наши предприниматели – самые предприимчивые предприниматели в мире. Они найдут управленческую схему и оптимизируют свои потери. Профессор говорит, что нужно единое законодательное решение, тогда для экономики будет всё ясно. А вот зона неопределённости всегда даёт для экономики излишние издержки. Экономика начинает уходить в тень, когда не понимает, что происходит.

Медики и ученые более консервативно, чем политики и граждане, оценивают меры правительства по сдерживанию вируса и распространению болезни. Это и понятно – если на страну нахлынет еще одна волна, все тяжело больные окажутся у них в палатах.

- Я считаю, что коды уже сыграли хорошую роль, если не говорить про купленные сертификаты, при прочих равных. Если человек честный, и он думал, прививаться ему или не вакцинироваться, и необходимость получения сертификата подвинула его в сторону вакцинации, я благодарна QR-коду и считаю, что пока этот стимул действует, пусть он будет, - говорит Мария Лагарькова.

Беда только в том, что об истинной проблеме пандемии, – вакцинации – уже практически нигде не говорят, ни среди политиков, ни бизнесменов или экономистов, ни среди простых граждан. А она никуда не ушла и станет опять актуальной не позже осени. Омикрон или еще какой-то вариант – 700 умирающих каждый день сограждан жалко.

Подпишитесь