В число случаев вмешательства в свободу интернете авторы доклада проекта «Агоры» под названием «Сетевые свободы» понимают запрет информации и блокировку сайтов, запросы личных данных пользователей, административное давление, уголовное преследование и реальное лишение свободы, отмечает РБК.
Подсчет случаев проводился на основе открытых источников, в число которых авторы доклада включили официальные отчеты госорганов, экспертные заключения, публикации в СМИ, посты в блогах, а также заявления владельцев интернет-ресурсов.
Авторы доклада отмечают, что львиную долю случаев вмешательства в свободу интернета в стране составляют факты внесения ресурсов в число запрещенных. Таких за 2021 год эксперты насчитали 427 тысяч случаев. Примерно 50% требований надзорных структур были исполнены владельцами ресурсов добровольно, что позволило им избежать блокировки. При этом порядка 200 ресурсов были заблокированы.
На втором месте находится уголовное преследование за высказывания в интернете. За год в стране был выявлен 401 такой факт, при этом 44 человека получили реальные сроки заключения. Годом ранее таких случаев было на треть меньше: 289 и 31 соответственно. Наиболее популярными статьями преследования стали 280 УК РФ (призывы к экстремизму) и 205.2 (оправдание терроризма).
На третьем месте — кибератаки на журналистов и гражданских активистов, включающие в себя среди прочего попытки взлома почты, мессенджеров, похищения персональных данных и DDoS-атаки.
Примерно на треть (с 1222 до 1806) выросло число административных дел, связанных с преследованиями граждан за публикации в соцсетях и в СМИ. Каждый второй случай касается наказания за отсутствие маркировки у иноагентов.
Выстроенная государством система тотального контроля за публикациями в Сети и карательная блокировка сайтов вынудила западные компании принять навязанные властями правила игры в «новой реальности» под угрозой потери российского рынка. Авторы доклада указывают, что российские власти уже 10 месяцев замедляют скорость доступа к Twitter. В Роскомнадзоре подтвердили, что в отношении «Твиттера» замедление на мобильных устройствах действовать продолжает, поскольку сервис до сих пор не удалил 726 материалов по требованию регулятора. В Роскомнадзоре утверждают, что признанный запрещенным и подлежащий удалению контент касается распространения детской порнографии, данных о наркотиках и способах самоубийства.
Всего, по данным ведомства, за год Роскомнадзор внес в запретный реестр более 425 тыс. ресурсов, с которых было удалено около 48% информации, признанной нелегальной.
Между тем, спектр запретных тем в Сети продолжает расширяться. Так, 1 февраля редакции независимых СМИ получили предписания Роскомнадзора об удалении материалов, в которых упоминаются расследования оппозиционера Алексея Навального*.
Всего РКН требует удалить 77 публикаций, включая новости о «дворце Путина» под Геленджиком, о расследовании «Он вам не Димон», о недвижимости главы Татарстана Рустама Минниханова, дачах главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина и пентхаусе тезки жены депутата Леонида Слуцкого. Ведомство также требует удалить материалы о дорогостоящих нарядах вице-мэра Москвы по социальному развитию Анастасии Раковой.
РКН объясняет свои требования тем, что эти публикации «распространяют материалы организации, деятельность которой запрещена в России». Все получившие эти требования РКН редакции входят в объединение независимых медиа «Синдикат-100».
Авторы доклада полагают, что сложившаяся в России ситуация стала продуктом «негативной воли государственной машины, зачищающей пространство вокруг себя от любых отличных точек зрения».
Правозащитная организация «Агора» в 2014 году была включена в реестр иноагентов, а через два года — ликвидирована по требованию Минюста. После этого «Агора» продолжила свою работу без регистрации.
Блокировки запретного контента в России начали практиковаться с 2012 года. Сейчас правом ограничения доступа к запретной информации в Сети, в том числе правом внесудебных блокировок сайтов, в стране помимо Роскомнадзора обладают порядка 10 ведомств. Для выявления запретного контента некоторые из них начали использовать не только человеческие ресурсы, но и нейросеть, поэтому неудивительно, что масштабы ограничительной деятельности государства в интернете год от года растут.
*внесен в список экстремистов и террористов.
**СМИ-иноагенты.