Posted 9 февраля 2022, 14:44
Published 9 февраля 2022, 14:44
Modified 7 марта, 12:59
Updated 7 марта, 12:59
“«В крови» – это слишком сильно сказано. И не «пресмыкаться». Всё-таки, когда я говорил о влиянии рабства применительно к России и к крепостному праву, которое сохранялось в течение нескольких веков и формировало определённые отношения, то это скорее привело не к пресмыкательству, а, во-первых, к отсутствию ответственности, к тому, что ты ожидаешь, что другой за тебя примет решение, к некоторой покорности, и даже - очень большой... Вот это есть.
До сих пор это есть. Чехов об этом говорил. Есть известная его цитата…
И это долго не уйдёт. Это видно на примере Соединённых Штатов: освобождение чернокожих не привело к внутреннему освобождению. Не привело. И до сегодняшнего дня это есть.
У нас мало в этом разбираются, не говоря о том, что у нас очень много расизма, - поэтому и не хотят разбираться.
Но вот это вот генетически переданное в результате столетий …рабство, фактически, это есть часть менталитета, которая уйдёт нескоро.
…Европейцы прошли некий путь, который здесь мы ещё только проходим. Материальные блага, все вот эти вещи - там это стало рядовой частью жизни. Здесь ещё нет. Голод тут ещё испытывают по этим вещам.
Они пока занимают высокое место. Но не такое высокое, как даже ещё десять лет назад, когда людям было важно, какой марки у тебя галстук. Сейчас это уже не так.
Но всё-таки пока ещё вот эта жажда материальных благ, когда её ставят во главу угла, это характерно именно потому, что «не наелись», и я прекрасно это понимаю. А в Европе – «наелись». Россия отстаёт от Европы лет на двадцать…
Я не люблю предсказывать, тыкать пальцем в небо, всё это такие немножко детские игрушки… Но, полагаю, лет через двадцать – двадцать пять, если мир будет развиваться так же, как развивается, материальная сторона жизни станет для наших граждан менее важной».
Целиком интервью с Владимиром Познером можно посмотреть здесь.